На этой неделе областной суд частично удовлетворил иск, требующий запрета на появление самолетов Минобороны в городской черте. Полностью остановить работу гарнизона ВВС было бы слишком. Поэтому судьи приняли половинчатое решение - они признали незаконными взлеты и посадки Су-24 над пятью городскими районами. В штабе Центрального военного округа корреспонденту "РГ" сказали, что этот вердикт будет обжалован. Так что спор летчиков и их оппонентов далек от завершения.
А возник он два года назад, когда на Урал из Бурятии передислоцировали три эскадрильи фронтовых бомбардировщиков. Вообще-то аэродром Шагол Минобороны использует ни одно десятилетие. Раньше тут становились на крыло курсанты Челябинского военного училища штурманов. Летали они в основном на переделанных гражданских самолетах и большого беспокойства местным жителям, судя по всему, не доставляли. Проблемы появились, когда областной центр начал стремительно разрастаться, и его новые районы практически дотянулись до авиационного городка. Об "удобствах" такого соседства местные власти, похоже, не задумывались и свои градостроительные планы с военными не согласовывали. В итоге жители новостроек и летчики оказались заложниками непростой ситуации, в которой теперь разбираются судебные инстанции.
"Утихомирить" гарнизонную жизнь теперь реально только одним способом - построив подальше от жилых кварталов новую взлетно-посадочную полосу. Самостоятельно принять такое решение в Минобороны не имеют право. Тем более, что военные уже вложили в ремонт действующей в Шаголе полосы огромные средства. Вероятность переноса ведомственного аэродрома на новое место в Генштабе в принципе не исключают. Но сделать это быстро в любом случае не получится. Пока же командование просто не может запретить летчикам взлетать в сторону города и идти на посадку, минуя его. Дело в том, что роза ветров в районе аэродрома Шагол исключает выполнение этих маневров с другим курсом.
- Проблемы горожан мы прекрасно понимаем, - сказал корреспонденту "РГ" официальный представитель Центрального военного округа Ярослав Рощупкин. - Чтобы доставлять им меньше неудобств, уже изменены маршруты полетов нашей авиации, увеличены эшелоны прохода самолетов. До конца года еще постараемся установить шумозащитные экраны.
Напомним, что похожий конфликт в свое время разыгрался вокруг военной авиабазы "Сокол" на окраине Перми. Но там его разрешили по приказу из Москвы. После многочисленных жалоб глава оборонного ведомства Анатолий Сердюков запретил направлять высотные перехватчики МиГ-31 в сторону города. По поручению министра главкомат ВВС разработал такую схему полетов с аэродрома "Большое Савино", что гул самолетных турбин перестал днем и ночью тревожить мирное население. Полосу для старта и приема МиГов сейчас используют в противоположном от Перми направлении. Правда, с авиационной точки зрения эта схема далеко не идеальна. Ведь при определенных погодных условиях взлет перехватчиков с таким курсом невозможен, поэтому старты время от времени приходится откладывать.
Надо сказать, что в непростой ситуации авиаторы тоже "Сокола" оказались не по своей воле. Когда 60 лет назад под Пермью закладывали военный аэродром, летное поле и город разделяли 18 километров. Сейчас жилые постройки стоят уже в десятке километров от "Большого Савино". К тому же воинская часть теперь соседствует с международным аэропортом.
Даже при некоторой ущербности для военных этот вариант разрешения конфликта все-таки выглядит удачным. Однако применить его в Челябинске, похоже, не выйдет.
Транспортная прокуратура Приморья добивается сноса самовольной постройки рядом с аэродромом Владивостока. Там одна из компаний, нарушив требования Воздушного кодекса РФ, устроила базу отдыха прямо в створе взлетно-посадочной полосы площадки "Лазурная". Как выяснили прокуроры, стройка велась без согласования с Дальневосточным управлением воздушного транспорта Росавиации. Компанию уже оштрафовали на 300 тысяч рублей, и этой санкцией дело явно не ограничится.