Новости

03.10.2012 00:40
Рубрика: Экономика

Приедет по расписанию

Тарифы для общественного транспорта рассчитают по единой методике
Не исключено, что в недалеком будущем на улицах российских городов появится новый экологичный вид транспорта - электроавтобусы. А уже вскоре работа общественного городского и пригородного транспорта будет налажена так, чтобы пассажирам не приходилось ждать его часами на остановках.

Такие изменения, рассчитывают в минтрансе, станут возможны благодаря новой системе расчета тарифов на регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном общественном транспорте. Единая методика расчета тарифа уже подготовлена, и до конца года ее планируется согласовать с другими министерствами и ведомствами, рассказал вчера замглавы минтранса Николай Асаул.

Речь идет о кардинальных изменениях в этой сфере. На протяжении многих лет тарифы на пассажирские перевозки считаются существенно ниже их фактической стоимости, и возникающая разница не компенсируется перевозчикам в полном объеме. Цель методики - обеспечение прибыльной деятельности организаций транспорта общего пользования. "Мы рекомендуем, чтобы регионы выставляли на конкурс не право работы на одном маршруте и собирания денег с пассажиров, а транспортную работу. Деньги с пассажиров при этом должны идти в городской бюджет. Речь будет идти о заключении контракта с перевозчиком по госзаказу на конкретную маршрутную сеть. Новый порядок позволит регионам ввести единую карту для проезда по всем маршрутам. Деньги за проезд будут поступать в местный бюджет, который и заплатит компании за обслуживание маршрута. Это позволит перераспределять маршрутную сеть для удобства пассажиров", - отметил Асаул.

И пояснил, что сейчас автобусов на маршруте много там, где большой пассажиропоток. А если пассажиров не так много, то иногда транспорт на остановке приходится ждать по 40 минут. И это еще одна причина, по которой надо отделить сбор денег от транспортной работы.

Между тем на заседании Координационного совета представителей городского наземного транспорта обсуждали и вопрос преференций для электроавтобусов и коммерческого транспорта. Для развития этого экологичного вида транспорта предлагалось обнулить таможенные ставки на импорт узлов для сборки таких машин на территории России. Причем стоимость небольшого грузового автобуса на электротяге может по цене и не отличаться от аналогичного бензинового. Это возможно, если в год будет выпускаться 500 таких машин. Правда, параллельно нужно еще внести поправки в Градостроительный и Земельный кодексы, чтобы подстегнуть развитие заправок для электромобилей. Пока же даже в московском регионе электрозаправки можно пересчитать по пальцам.

Только для своих

С начала следующего года общественный транспорт в Таллине станет полностью бесплатным.

Но только для тех, кто числится в регистре народонаселения как жители Таллина. А также для всех учащихся в возрасте до 19 лет независимо от места проживания. Приезжие и туристы должны будут приобретать билеты на автобусы, троллейбусы и трамваи в обычном порядке. При том, что цена за проезд существенно возрастет.

Такое решение поддержали 40 из 60 депутатов городского собрания Таллина. Они отметили, что бесплатный городской транспорт сэкономит порядка 50 евро в каждой семье. И станет примером для других городов как в Эстонии, так и за ее пределами.

Кстати, мэры Вильнюса и Риги уже заявили, что будут внимательно изучать опыт Таллина и в случае успеха готовы и сами ввести 100-процентные льготы на проезд для своих жителей.

Однако далеко не все в Таллине довольны нововведением властей. Ряд политиков считают, что бесплатный проезд будет достигаться за счет падения качества общественного транспорта. Не будет увеличиваться количество линий движения автобусов, да и количество самих автобусов и остановок может сократиться. Также непонятно, за счет каких средств автопарк общественного транспорта будет обновляться и ремонтироваться.

Экономисты подсчитали, что городская казна Таллина после введения льгот каждый день будет недополучать 80-100 тысяч евро. Для города это существенная сумма, и компенсировать ее мэрии будет практически невозможно.

А что думают по этому поводу московские власти? "Мы рады за жителей Таллина, что их город может себе позволить бесплатный проезд на общественном транспорте, - сказал в ответ на этот вопрос заммэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы Максим Ликсутов. - Москве это не по карману, так как нельзя сравнивать по объему пассажироперевозок город, в котором живет 450 тысяч населения и 12-миллионый мегаполис, куда еще ежедневно приезжают 7-8 миллионов человек на работу, в командировки и в гости". По мнению Ликсутова, вряд ли москвичи согласятся на то, чтобы вместо, например, строительства детсадов, которых так не хватает Москве, начать финансировать из бюджета города, то есть фактически за счет налогоплательщиков, бесплатные поездки на автобусе для всех желающих прокатиться на нем.

Принципиальным отличием политики московских властей от таллинских в отношении к общественному транспорту является то, что они предпочитают оплачивать проезд из бюджета не всех поголовно, а реально нуждающихся людей. Таких, между прочим, в Москве немало - более 3 млн одних пенсионеров. А кроме них право на бесплатный проезд еще имеют многодетные семьи, инвалиды, ветераны труда, а также целый ряд других категорий льготников регионального значения. В год городу это обходится в 42 млрд рублей.

В настоящее время в Москве, как рассказал Максим Ликсутов, разрабатываются новые тарифные планы для городского общественного транспорта, плата за который в Москве не повышалась уже почти два года. И вот тут можно увидеть некоторое сходство с таллинцами. У них транспорт, став бесплатным для своих, существенно возрастет в цене для туристов и для приезжих. В Москве, высказал предположение глава департамента, для тех, кто ездит часто, плата за него останется практически прежней, а вот цена билетов на 1-2 поездки тоже поднимется. Но плюс и тут ожидается, так как по примеру других европейских городов Москва планирует ввести в обиход билеты, приобретя которые гость столицы может кататься целый день хоть на всех видах городского транспорта, а не покупать каждый раз новый.

Экономика Транспорт Общественный транспорт