В них участвовали одновременно вице-премьер Аркадий Дворкович и начальник экспертного управления администрации президента Ксения Юдаева.
И надо сказать, что представитель президентской администрации была довольно категорична в своих высказываниях. Проект пенсионной стратегии, подготовленный минтрудом, она назвала "рамочным и малопроработанным". Дворкович, в свою очередь, признал, что остаются "развилки". Правда, заметил, что конкретные параметры и цифры новой пенсионной системы еще будут уточняться. И проявятся они не в стратегии, которая сейчас рассматривается, а в отдельных законах, которые предстоит принимать депутатам. А также пояснил, почему вопрос о пенсионной системе встал столь остро именно сейчас. "Мы не можем себе позволить одновременно иметь очень высокий уровень социальной защиты, построенной только на ответственности государства, очень большую армию и при этом очень большой объем госсобственности и очень низкие цены на энергоносители внутри страны. Эти четыре вещи одновременно иметь невозможно, поэтому должен быть выбор", - сказал вице-премьер.
Однако, как не скрывала Юдаева, больше всего ее беспокоит возможный откат в подходе к накопительной части пенсии. Эксперт признала при этом, что все 10 лет существования накопительная система плохо работала, доходность по накоплениям была низкой. Вместе с тем, по мнению Юдаевой, отказываться от накопительной части нельзя. Хотя бы потому, что в следующие 10 лет при положительных процентных ставках доходность по накоплениям будет принципиально другой, чем до сих пор. "Этот фактор, безусловно, нужно учитывать", - сказала она. Кроме того, пенсионные накопления могли бы стать внутренней подпиткой для банков, для модернизации экономики, привела Юдаева еще один весомый аргумент.
В целом, анализируя макроэкономическую ситуацию, она вслед за Дворковичем констатировала, что в условиях меняющихся мировых рынков, когда нефтяной ренты будет явно недостаточно для финансирования социальных обязательств, правительству придется проходить между Сциллой и Харибдой. Причем не имея заготовленных рецептов, а исходя из новой экономической реальности, которая уже сложилась в мире и может растянуться на несколько десятков лет. С одной стороны, предсказала Юдаева, впервые за 20 лет Россия перешла к высоким процентным ставкам, что, по ее мнению, надолго и будет довлеть над экономикой, с другой стороны, в стране разрастается потребительский бум и недооценка опасных процентных ставок, которые люди платят по кредитам, чревата дополнительными проблемами для промышленных предприятий. Еще одна опасность - на экономику давят неэффективно используемые рабочие места. Рецепт выздоровления "по Юдаевой" один - инвестиционный рост, который компенсирует выпадение нефтяной ренты.
Впрочем, экс-министр финансов страны, банкир Михаил Задорнов поспорил с Юдаевой - потребительский бум, по его мнению, ни экономике, ни гражданам не угрожает. Сегодня граждане больше приносят денег на вклады в банки, нежели забирают под кредиты, уточнил он. И серьезной нагрузки по уплате процентов по кредитам они не испытывают, считает Задорнов. В доле к месячным расходам семей эти траты в 3 процента сопоставимы с тратами на алкоголь и табак и на мобильную связь.
Между тем участников форума, в частности, интересовало, какую политику займет правительство относительно налоговых преференций, новых способов государственно-частного партнерства, возможностей строительства и присоединения малых генераций на энергетическом рынке, перемен в макроэкономике. В ответ Аркадий Дворкович сказал, что макроэкономика стабильна, приоритеты выбраны. "Не нужно ничего менять, нужно только принять решения по пенсионной системе, долгосрочным тарифам, перейти на предсказуемый режим работы, и это создаст комфортные рамки для благоприятной макроэкономической политики в целом", - отметил он. Например, вице-премьер уверен, что налоговые льготы для нефтяных компаний на сегодняшний день необходимы. "Потому что мы стали доверять частному сектору", - пояснил он.
Что касается новой модели энергорынка, его регулирования, то Дворкович призвал не торопиться с этим как минимум в течение 9 месяцев.