Эксперты: Государственные расчетные центры отбросят ЖКХ назад

Министерство ЖКХ Пермского края изучает возможность создания государственных расчетно-кассовых центров, которые по замыслу властей помогут до копейки просчитать коммунальные платежи населения.

С инициативой создания государственных РКЦ выступил пермский губернатор Виктор Басаргин. Он отметил, что в крае есть вопиющие факты "увода средств населения".

- Банально обманывают людей, рассказывая о том, как у них организована финансовая дисциплина, - посетовал Виктор Басаргин. - К сожалению, и граждане чаще всего выступают в роли бессловесной жертвы и не защищают свои права, хотя такая возможность у них есть. К примеру, можно создать Совет дома. Полномочия у него могут быть довольно широкие. Работая в минрегионе РФ, я досконально проработал систему контроля за деятельностью управляющих компаний. Будем вводить ее элементы и в Пермском крае. Начнем с перехода на прямые расчеты гражданами и поставщиками услуг через расчетно-кассовые центры. Причем, центры эти будут только государственные (краевые). И, конечно, ужесточим санкции за нарушения прав граждан управляющими компаниями. Допускаю, что дойдем и до уголовных дел.

- Меня не устраивает работа действующих расчетно-кассовых центров, - уточняет Александр Фенев, министр ЖКХ Пермского края. - Их рынок развивается, и теоретически это должно приводить к уменьшению расходов. Но в реальности существующие РКЦ аффилированы с управляющими компаниями. И при этом УК прячут свою финансовую информацию, и получить ее можно только через суд, а так быть не должно. Создание государственных РКЦ - это вынужденная мера, направленная на наведение порядка в сфере оплаты услуг ЖКХ, поддержания финансовой дисциплины.

У некоторых депутатов пермского Заксобрания появились сомнения на счет того, что инициатива правительства края может войти в противоречие с антимонопольным законодательством, однако власти развеяли эти сомнения.

- Никого загонять в создаваемые нами РКЦ мы не собираемся, эта услуга будет предоставлена на добровольной основе, - отмечает Александр Фенев. - Главная наша задача - показать населению, что нормально работающие РКЦ - это удобно и дешево.

Далеко не все действующие в Прикамье расчетно-кассовые центры согласны с такой постановкой вопроса. Руководители некоторых из них считают, что отсутствие конкурентных рисков сделает государственный РЦ неповоротливым механизмом, и это отбросит назад всю систему ЖКХ.

- Необходимо понимать, что на расчетные центры продвинутые управляющие компании завязывают практически все свои бизнес-процессы, - считает Дмитрий Курганов, генеральный директор ООО "Расчетно-кассовый центр". - Абсолютно неправильно считать, что задачей РЦ и информационной системы, используемой РЦ, является только расчет начислений, учет платежей и выпуск квитанций. При использовании современных технологий в едином информационном комплексе расчетного центра учитываются, например, выполнение работ управляющей компанией и ее подрядчиками, аварийные и текущие заявки в диспетчерскую службу УК, сроки и результаты исполнения этих заявок, персонал УК и распределение работ между сотрудниками, расчет премий и многое другое. Сможет ли обсуждаемый расчетный центр предоставить такой сервис? Захотят ли управляющие компании пойти на усложнение и деградацию своих бизнес-процессов? В результате может создаться ситуация, при которой продвинутые управляющие компании откажутся от услуг государственного расчетного центра из-за отсутствия сервиса, а недобросовестные - для скрытия информации.

Работающие на рынке компании предлагают свою альтернативу - создание Единой информационно-справочной системы ЖКХ, идея которой сейчас активно обсуждается в правительстве РФ.

- При таком подходе мы создадим здоровую конкурентную среду в ЖКХ и получим полноценные сведения о финансовых потоках УК и РСО. А государство соберет достоверную информацию о жилом фонде, - считает Дмитрий Курганов. - Такая система уже существует в Екатеринбурге. Она предоставляет отчетность о платежах 24 часа в сутки и интегрирована со многими платежными системами и государственными порталами. В свою очередь, при создании ЕРЦ мы придем к разрушению созданных бизнес-процессов УК и очередному "переделу" жилого фонда. При этом нет абсолютно никаких гарантий решения существующих проблем. Ведь даже после создания ЕРЦ недобросовестной управляющей компании ничто не помешает собирать большую часть денег через свои кассы и расходовать их не по назначению.

Также эксперты сомневаются, что создание государственных РКЦ снизит затраты на расчеты, распечатку и рассылку квитанций.

- Себестоимость услуги по расчету и печати квитанций ЖКХ для населения составляет 0,6 процента, - приводит свои доводы представитель ООО "Единый расчетный центр" Олег Балашов. - Если же мы говорим о стоимости услуги по организации сбора платежей, то на рынке она колеблется в пределах 1,8-2,2 процента. Основные игроки на данном рынке - Сбербанк и "Почта России". Их тарифы устанавливаются централизованно и действуют на всей территории России. Если задачей КРЦ будет снижение стоимости данных услуг, то речь может идти только об услуге по расчету и печати квитанций, то есть о 0,6 процента от начисленной суммы. Реально же сократить расходы на коммунальные услуги - до 30 процентов - поможет не создание альтернативной системы расчета, а установка приборов учета, которая сегодня активно идет в муниципалитетах.

И все же, несмотря на активное "оприборивание" жилых домов, финансовая дисциплина во многих УК "хромает": объем неплатежей от населения в Перми в среднем составляет 10-15 процентов. Но ранее для решения проблемы неплатежей управляющие компании банкротились и создавали новые. Это всем известный способ "клонирования". Однако сейчас ответственность за долги населения в большинстве случаев поставщики взяли на себя и больше не перекладывают ее на УК. Таким образом, вопрос "клонирования" перед рядом управляющих компаний уже не стоит.

Вопрос о "расщеплении" платежей также уже год как неактуален. Большинство УК получают деньги только по двум статьям: за текущий ремонт и содержание жилья, а средства за тепло и воду направляются непосредственно поставщикам, минуя управляющие компании.

В этой ситуации государству остается лишь более жестко контролировать этот процесс.

- Край, на мой взгляд, должен задать правила игры для организаций, которые занимаются расчетами в ЖКХ и управлением жилым фондом, - полагает Олег Балашов. - Можно, например, ввести лицензирование на такие виды деятельности. Что касается контроля, то та же госструктура могла бы обеспечить корректный учет потребления ресурсов через удаленный доступ. Я считаю, что новый игрок в лице КРЦ нужен рынку. Сфера ответственности - это муниципальный жилой фонд, ветхие дома и общежития. КРЦ может не только производить расчеты (начисление коммунальных платежей), но и вести обслуживание, например, создав муниципальную управляющую компанию.

Нормативную базу для создания РКЦ вскоре разработает правительство Пермского края.