- Бурный приток абонентов мобильной связи прекратился на рубеже 2011-2012 годов. Общее количество сим-карт не растет в течение уже нескольких кварталов этого года. Сейчас прирост абонентов возможен только за счет друг друга, то есть когда пользователи одной сети будут переходить к другому оператору, - отметил общие тенденции развития рынка телекоммуникаций гендиректор "Tele2 Сибирь" Алексей Ноздрин.
Сохранение абонентской базы и борьба за место первой "симки" в условиях, когда все больше пользователей предпочитает несколько сим-карт от разных операторов, сегодня выходят в приоритетные задачи игроков рынка сотовой связи.
Исключением является мобильный Интернет. Здесь, напротив, наблюдается бурный рост. Уже сейчас общая доля тех, кто заходит в сеть с телефона, в сибирских регионах превышает пятьдесят процентов пользователей. Как замечают в компаниях, число "подключенцев" стремительно растет.
По информации руководителя департамента беспроводных технологий "J'son & Partners Consulting" Виталия Солонина, например, у "ВымпелКома" во втором квартале 2012 года доходы в этом сегменте выросли на 35 процентов по отношению к аналогичному периоду 2011-го. Эта тенденция подкрепляется также объемами продаж смартфонов, планшетных ПК и тому подобных технических новинок. Аналитикам наиболее быстрорастущим представляется именно этот сегмент устройств, дающих возможность мобильной широкополосной связи. А поскольку цена на технику снижается, это создает благоприятные условия для увеличения их проникновения на рынки. Некоторые операторы даже запускают в продажу смартфоны и вместе с ними - пакеты сервисов под собственным брендом, чтобы избежать потерь абонентов.
И если в мире общий объем продаж мобильных телефонов, по данным компании "Gartner", с начала года составил порядка 420 миллионов штук, что на 2,3 процента меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то, по данным компании IDC, только российский рынок планшетных ПК за год вырос в четыре раза. Так, во втором квартале этого года в РФ поставлено более 716 тысяч "планшетов".
Пока достаточно высокой (43 процента) остается доля тех, кто пользуется Интернетом с помощью USB-модема. Однако, как отмечают эксперты, рост абонентской базы модемов прекратился с начала года. Причина все та же - стремительное увеличение числа пользователей смартфонов, "планшетов", а также расширение площади покрытия Wi-Fi (беспроводная передача данных), увеличение и усиление базовых станций операторов, благодаря чему виртуальное пространство становится доступным пользователям даже из самых удаленных населенных пунктов. К примеру, как показал опрос, проведенный одним из крупнейших операторов связи России среди своих пользователей, до девяноста процентов респондентов в поездках предпочитает использовать мобильный Интернет со своего телефона или "планшета", и около девяноста процентов не будет покупать новую "симку", находясь не в "домашней" сети, если Интернет будет стоить, как дома. И это говорит еще об одной тенденции рынка - консервативности.
- Стремясь ответить на предложение одного из конкурентов, связанное со снижением тарифа, другая компания, допустим, устанавливает его еще ниже. Однако даже бесплатный переход с одного тарифного плана на другой не подстегивает абонентов изменить действующий тариф, - делится наблюдениями Алексей Ядрышников из "Tele2 Сибирь".
Последние инициативы профильного министерства по регулированию отрасли связи, как считают аналитики инвестиционного холдинга "Финам", существенно не изменят стоимость услуг мобильных операторов. При этом даже незначительное снижение платы за звонки или лояльные тарифные планы приводят, к примеру, к увеличению числа пользователей такой услуги как междугородние звонки. Показатели трафика одного из операторов за лето 2011-го и аналогичного периода 2012-го свидетельствуют о том, что в этом году жители Сибири стали разговаривать по межгороду больше почти на сорок процентов.
- Статистика свидетельствует, что предложения компаний, позволяющие экономить на разговорах по России, действительно актуальны для абонентов, - комментирует региональный директор Сибирского региона "ВымпелКома" Роман Шульгинов.
- Если изменят законодательство и позволят операторам пропускать трафик между регионами по собственной сети, то выиграют все - потребитель получит сниженные тарифы, а операторы - возможность для более гибкого развития бизнеса, - уверен ведущий аналитик ИК "БФА" Кирилл Куриленко.
В свою очередь, как считает руководитель департамента беспроводных технологий Виталий Солонин, поправки минкомсвязи в закон "О связи" направлены не на регулирование тарифов, а, скорее, на приведение устаревших механизмов работы рынка мобильной связи в соответствие с нынешними реалиями. По его мнению, сегодня операторам невыгодно повышать базовые тарифы - это "непопулярная" мера в условиях относительно конкурентного рынка.
- Компании сотовой связи в первую очередь будут пытаться больше заработать за счет предоставления дополнительных услуг (VAS) - мобильного Интернета, контент-услуг и так далее, - утверждает аналитик.
Как отметили участники онлайн-конференции, посвященной развитию рынка телекоммуникаций, в 2012 году, как ожидается, проникновение широкополосной мобильной связи на мировом рынке перешагнет десятипроцентный рубеж. После этого у операторов появится реальная экономическая возможность предоставлять платные информационные, развлекательные и другие дополнительные сервисы. Согласно опросу, проведенному среди пользователей мобильного Интернета, до 27 процентов из них берет "планшеты" в поездки. Как отмечает директор новосибирского филиала компании "ВымпелКом" Владимир Быченков, 22 процента опрошенных используют мобильный Интернет для того, чтобы узнать новости, найти нужную информацию, проверить электронную почту и узнать о ситуации на дорогах.
- Даже находясь в роуминге, люди не готовы отказаться от социальных сетей. Также пользователями востребованы поисковые сайты. Поэтому на рынке связи будет перспективен сервис - так называемый мобильный гид, который поможет пользователю сориентироваться в пространстве, определить свое местоположение, узнать, где находятся близкие и друзья, а также получить информацию о ближайших объектах: ресторанах, автозаправках, торговых центрах, гостиницах и так далее, - считает Быченков.
К основным драйверам роста, помимо мобильного Интернета и мобильного контента, аналитики относят безлимитные предложения, услуги голосовой связи (фиксированной, сотовой и IP-телефонии), которые по-прежнему остаются самыми популярными на российском рынке.
- Некоторые утверждают, что дни голосовой связи сочтены, а ее место займет сегмент передачи данных. Но я бы не стал столь категорично заявлять. Такие прог-нозы уже перенесли на 2015 год. В любом случае, думаю, люди не готовы отказаться от простого речевого общения, дающего совсем другие эмоции, - говорит Алексей Ноздрин.
Российские телекоммуникационные операторы также сообщают о росте популярности мобильного телевидения. Только в Новосибирской области с начала 2012 года количество пользователей сервиса увеличилось в два раза. Как отметили в МТС, всплеск подключений мобильного ТВ отмечается во время праздничных дней и спортивных событий. Так, в дни футбольного Евро-2012 и Олимпиады в Лондоне количество зрителей в Новосибирской области выросло более чем на тридцать процентов по сравнению с предыдущим месяцем. При этом в летние месяцы спрос на этот вид сервиса резко вырастал с приближением выходных.
В аутсайдерах на рынке сотовой связи, по оценке экспертов, останутся такие услуги как MMS и SMS, доля которых с дальнейшим развитием мобильного Интернета будет постепенно сокращаться.
В целом же перспективы развития телекоммуникационного рынка эксперты связывают с созданием и внедрением облачных технологий, поскольку они дают возможность операторам завоевать более высокие позиции в корпоративном сегменте рынка. Это направление обеспечит им наибольший рост. О создании национальной облачной платформы О7 уже заявил "Ростелеком". Чем на это ответят операторы "большой тройки" и другие участники рынка -покажет время. Аналитики не исключают "перестройку" и объединения операторов. Некоторые из компаний уже выражают готовность к альянсам и рассматривают это как позитивный шаг, ведущий к развитию, а не как угрозу сложившейся корпоративной культуре. По крайней мере, такие шаги уже предпринимаются в техническом плане.
Тем временем
По данным компании "Pyramid", в этом году число абонентов мобильной связи в мире уже превысило рубеж в шесть миллиардов, при этом абонентская база стран Азиатско-Тихоокеанского региона достигла трех миллиардов человек. Объем мирового рынка мобильных телефонов преодолел рубеж в двести миллиардов долларов. Темпы роста мобильной связи в России, по данным Международного союза электросвязи,- самые высокие в мире.