Книга прозы подольского журналиста Сергея Грачева составлена из восьми рассказов и повести.
Художественный метод Грачева я бы назвал "неореализмом" или еще лучше "неонатурализмом". "Натурализм" - отнюдь не ругательное слово. К "натурализму" принадлежали Золя и Мопассан, сегодня этот метод весьма успешно развивает известный писатель Роман Сенчин, автор прекрасного романа "Елтышевы" и еще нескольких отменных книг прозы. "Натурализм" это, в общем-то, жизнеподобие, которое возвышается до степени искусства.
В прозе Грачева жизнь развивается не так, как обычно в литературе, не методом "монтажа" действительности, но буквально, день за днем, как в настоящей жизни. Вопрос в том, как это написано?
Первый же рассказ "Филиппино", который мне кажется и лучшим в сборнике, невольно вызывает в памяти Мопассана. Не только потому, что события в нем происходят в Европе. Речь идет прежде всего о мощной реалистической хватке, с которой автор берется за описание действительности.
Молодой русский парень в поисках приключений и лучшей жизни оказывается в Италии и поступает работником на маленькую ферму по выращиванию персиков и нектаринов. Он, так сказать, становится батраком. Сложные отношения в семье хозяина, где у немолодых уже мужа и жены нет детей, странные отношения между женой хозяина и русским работником, которые по закону жанра приводят известно к чему. А в результате оказывается, что батрака использовали еще и как донора... кажется, так, потому что отчетливо ничего не сказано, и это правильно, именно здесь "натурализм" должен уступить место более размывчатым мазкам. Просто однажды, одеваясь, супруга хозяина говорит батраку: "... я хотела взять ребенка из приюта. Вначале из итальянского, потом связалась по Интернету с Украиной. Но, оказалось, благородному делу тоже есть цена... Представляешь, Энцо узнал сумму и говорит: "Ты по ошибке обратилась в ювелирный магазин. Младенец не может быть сделан из золота 750-й пробы".
Рассказ написан жестко, но и красиво. Цветущие персики и нектарины наполняют его каким-то волнующим запахом, и потому сами события, вроде бы неприятные, приобретают какой-то другой оттенок и даже аромат.
Хорош рассказ "Ранение старого Вольфганга" об бывшем фашистском солдате, который пытается забыть прошлое в своем яблоневом саду (опять сад!), и его сыне Руди, который берет на себя груз памяти отца. Этот странный мотив "наследства" тяжелой памяти, от которой так хотелось избавиться, - весьма неожиданный и сильный поворот в теме, в общем-то, уже истоптанной писателями.
Повесть "Африка" по понедельникам" описывает жизнь обычной женщины, но описывает тонко и обаятельно, с мудрой иронией и с мягким сочувственным пониманием. Это вообще становится сейчас модным трендом: писать вот так просто, вроде бы неярко, копаясь в бытовых мелочах, выискивая золото в груде житейского хлама.
Эту тенденцию я бы определил так: жизнь побеждает литературу. А разве может быть иначе?