04.10.2012 23:03
    Рубрика:

    Екатеринбургский театр оперы и балета покажет современную хореографию

    Екатеринбургский оперный театр пошел на эксперименты
    Юбилей Екатеринбургского театра оперы и балета, который будет отмечаться весь октябрь, запланирован торжественным - с премьерами, приглашенными гостями из Москвы и Европы, гала-концертами. В полном соответствии с федеральным статусом, которым за пределами столиц обладают в России всего два музыкальных театра (второй - Новосибирский). Однако прямо перед всем этим пышным официозом, на котором труппа предстанет в привычном умеренном и аккуратном образе, театр представил два проекта, которые в Екатеринбурге год назад невозможно было и вообразить. Их спровоцировало появление нового главного балетмейстера - Вячеслава Самодурова.

    Еще летом Екатеринбургский оперный объявил конкурс для молодых отечественных хореографов. Жюри во главе с Алексеем Ратманским отсмотрело несколько десятков заявок и выбрало девять человек, причем не только из России. Сезон в театре еще не был открыт, когда они приехали в Екатеринбург и приступили к постановкам с артистами Екатеринбургского театра. В международном масштабе это вполне обыденное событие, которое ежегодно проводит практически любая компания. Но в России подобный проект однажды давным-давно организовал Мариинский театр, а в Большом придать эксперименту регулярный характер пытался Алексей Ратманский, когда был худруком балета. И Самодуров был одним из открытий московской "Мастерской новой хореографии" - свою первую постановку он создал по инициативе Ратманского.

    Основанная в Екатеринбурге "Dance-платформа" не только ищет хореографов (в них Россия испытывает острый дефицит уже не одно десятилетие). Молодая и способная балетная труппа совершенно не имеет опыта исполнения постановок меньшей выдержки, чем 200-летний Петипа. И самым интересным в гала-концертах программы оказался не поиск новых идей (в балете идеи быстро не формулируются), а те номера, в которых прослеживался путь навстречу друг другу постановщика и исполнителей. Иногда возможности танцовщиков облагораживали форму, как это получилось в номере "Ветка сакуры на лезвии меча", поставленном артистом Екатеринбургского театра Александром Сипатовым для Ларисы Люшиной и Максима Клековкина. Иногда - как у польки Беате Фоллак в неприхотливой постановке "На дороге" - артисты и хореограф образовывали неразрывное целое, что для балета весьма ценно. А москвич Константин Семенов в номере Folia и приоткрыл танцовщикам мир современной классики, и показал их возможности, причем сделал это элегантно и непринужденно.

    Энтузиазм открытия нового мира украсил и другой проект оперного театра - балет Самодурова H2O. Он вошел в программу Уральской индустриальной биеннале и был поставлен на заводе "Уралтрансмаш". Переполненный публикой огромный заводской ангар сам по себе свидетельствует о том, что екатеринбургский балет вышел из привычной резервации. И сам одноактный балет оказался именно о том, как сквозь путаницу людей, связей, отношений, наглядным свидетельством которых становится заливающего каждого танцовщика разноцветная краска, можно прорваться в собственный мир, где льющаяся с потолка вода смывает все случайное.