Дети все чаще становятся жертвами религиозных скандалов в арабском мире. Еще до конца неясна дальнейшая судьба 13-летней пакистанки Римши Масих, которую едва не линчевали за то, что она собиралась выбросить страницы Корана. Теперь же в эпицентр скандала попали еще более юные ребята.
Египетская полиция в городе Бени-Суэйф затрудняется однозначно сказать, действительно ли Мина Фараг и Набиль Рацк осквернили Коран. От каких-либо комментариев официальные представители полиции воздерживаются. Обвинения же в отношении детей основываются только на словах салафита Ибрагима Али, который привел мальчишек к священнику местной церкви и сообщил, что ребята на его глазах рвали страницы Корана и мочились на них. Салафит потребовал их наказать. Священник принес извинения, отчитал мальчиков и в тот же вечер отправил жалобу в местную полицию. Действия полиции не заставили себя долго ждать: на следующий день нарушителей задержали.
Мальчики утверждают, что вовсе не оскверняли Коран, а нашли страницы из книги на улице. При этом, как сообщили родители ребят, они даже читать толком не умеют и просто не могли знать, что было написано на тех страницах. Но поверят ли им правосудие и разъяренная толпа?
Чтобы разобраться в этой непростой истории, "РГ" связалась с директором по гражданским вопросам института "Египетская инициатива по личным правам" Амром Джарбиа.
Что произошло с двумя мальчиками? Где они находятся сейчас?
Амр Джарбиа: Полиция забрала детей прямо из домов. День они провели в полицейском участке, а затем были направлены в государственный центр задержания детей. И там они будут находиться на попечительстве до момента вынесения решения суда, которое состоится в следующее воскресенье. Тогда станет ясно, предъявят ли им обвинения или нет. В настоящий момент, хоть они и задержаны, прямые обвинения к ним не выдвигались. Но в целом этот случай надо рассматривать в контексте целой серии случаев богохульства за последние пару месяцев.
Какое наказание грозит мальчикам?
Амр Джарбиа: Еще предстоит дождаться вынесения обвинения, если они вообще будут. Очевидно, что они - дети и поэтому по закону не несут полную ответственность за свое мнение. Тем не менее, с точки зрения прокурора, скорее всего, это может быть расценено как богохульство. В случае со взрослым человеком наказание за это может быть от шести месяцев до трех лет.
Корректно ли применять законодательство в полной мере, когда речь идет о детях до 10 лет?
Амр Джарбиа: В египетском законодательстве в отношении детей говорится, что они не должны нести уголовную ответственность в большинстве случаев, так же как и в международной конвенции о правах ребенка. Особенно за слова или действия, которые не причинили вреда какому-то конкретному человеку.
Были ли в Египте похожие инциденты?
Амр Джарбиа: Наш институт последние четыре года регулярно отслеживает ситуацию со свободой религии и вероисповедания в стране. Действительно, мы видели похожие богохульства и до революции. Такое происходит как минимум два раза в год. А за последние полтора года (после революции) мы насчитали уже 17 подобных случаев. То есть статистика заметно выросла. Но изменения, которые мы отметили, заключаются в том, что люди стали агрессивнее выражать свое отношение к подобным происшествиям. Группы возмущенных могут собраться перед чьим-то домом, фактически вынуждая полицию прийти и забрать человека. С помощью таких флеш-мобов они нарушают право на личную жизнь.
Почему этот случай так широко обсуждается?
Амр Джарбиа: Это просто возмутительно: они - дети и должны быть дома, а не в центре задержания. Они же совершенно беспомощны.
Как мусульмане отреагировали на этот инцидент?
Амр Джарбиа: Было бы несправедливым обобщением говорить о реакции какой-то определенной общественной группы. Думаю, этот случай, так же как и другие случаи, которые мы исследовали недавно, подводит к логическому завершению дискуссию о том, насколько опасными могут быть попытки регулировать свободу выражения и как далеко закон и люди могут зайти, в случае если что-то опубликовано в Интернете, соцсетях или если что-то было высказано в школьном классе.