Зюзин: Лихие 90-е в Красноярск уже не вернутся

Недавно в Абакане задержали представителей двух преступных группировок из Красноярского края и Хакасии, забивших "стрелку" на территории заброшенного речного вокзала.

К разборкам молодчики подготовились в стиле "лихих" 90-х: ножи, бейсбольные биты, травматические пистолеты… О том, как удалось обезвредить злоумышленников, не допустив вооруженного конфликта, и, "РГ" рассказывает начальник отдела по борьбе  с организованной преступностью общеуголовной направленности УУР ГУ МВД России по Красноярскому краю полковник полиции Александр Зюзин.

Реглан от "Крестного отца"

РГ: Александр Николаевич, вы в уголовном розыске уже более 20 лет. Все "лихие" 90-е прошли на ваших глазах, с их разгулом преступности, стрельбой и разбоями. Как работалось тогда?

Александр Зюзин: Это было очень сложное, напряженное время, в плане преступности Красноярский край тогда не слишком отличался от европейской части России - того же Петербурга, прозванного "бандитским", или Москвы. Были и перестрелки, и разбои, и взрывы, и снайперы, стрелявшие из подвалов или со строительных башенных кранов… Чтобы все вспомнить, достаточно пройтись по так называемой "аллее славы" на нашем кладбище Бадалык, где похоронены все широко известные в определенных кругах представители криминалитета. Большим подспорьем для нас в те годы был так называемый "Указ "30 суток", когда участников организованных преступных групп позволялось задерживать на этот срок для проведения следственных и оперативно-розыскных мероприятий. Разумеется, при наличии соответствующей доказательной базы. Этот указ очень помогал в нашем противостоянии бандитам.

РГ: Тогдашнему уголовному розыску приходилось развиваться, совершенствовать свои навыки, чтобы справиться с разгулом преступности?

Зюзин: Разумеется, ведь организованная преступность не стоит на месте, она приобретает новые формы. Тот же символ 90-х, малиновые пиджаки и золотые цепи в палец толщиной, ушли в прошлое. Вот, скажем, когда появилась так называемая транкинговая связь, и криминалитет обзавелся такими большими телефонными трубками, у преступников появилась мобильность, возможность своевременно информировать друг друга, назначать встречи. Соответственно, и МВД  пришлось перестраиваться, создавать в своей системе подразделения, связанные с различными технологиями. Поменялись и методы совершения преступления, планирования, укрытия следов, во многом "благодаря" тогдашнему засилью западного кинематографа. Человек мог посмотреть детектив и спланировать преступление "как в фильме". Взять, к примеру, знаменитого "Крестного отца". Именно после этого фильма в обиход наших представителей криминалитета вошли длинные кожаные плащи-регланы, по которым их сразу же можно было узнать, вкупе со спортивными костюмами "Адидас", туфлями "Саламандра" и норковыми шапками.

Самое дикое преступление

РГ: И как розыску удавалось соответствовать? На криминал работали "легкие" деньги, а что было у вас?

Зюзин: Да уж, помню эти времена, когда милиции остро не хватало должного и своевременного денежного довольствия. Уже работая в красноярском главке, приходилось, как и другим коллегам, питаться китайской лапшой, запивая ее бульоном из куриных кубиков - на другое денег не было…

РГ: Но одними малиновыми пиджаками дело ведь не ограничивалось? Обычных бандитов тоже хватало?

Зюзин: Да, вспомнить хотя бы дело того же Головцова, его банды, действовавшей во второй половине 90-х годов. Начну с того, что в подразделениях уголовного розыска всегда ведется статистика, проводится анализ совершенных преступлений с целью выявления, к примеру, серийности. И вот таким образом были получены сведения, что на территории Красноярска и в его окрестностях совершаются преступления, которые укладываются в одну схему. Это были и разбойные нападения на людей, занимающихся бизнесом, и убийства. Мы выявили несколько групп таких преступлений, подразумевавших серийность, но поначалу никак не могли увязать их между собой. Наконец, были получены доказательства, что все их совершили одни и те же лица, среди которых - два брата Головцова. Один из них работал егерем в заповеднике Столбы, именно на его счету - самое дикое, самое нечеловеческое на моей памяти преступление.

РГ: Это когда он с подельниками расстрелял милицейский пост в окрестностях Столбов?

Зюзин: Да, они пошли на это, потому что понадобилось оружие. Кстати, добавочной зацепкой по делу стало то, что одно из убийств бандиты совершили с помощью служебного пистолета, похищенного у погибших милиционеров. Но я говорил о другом преступлении, когда Головцов шел как-то раз в районе Кузнецовского плато и увидел, как катаются мальчишки на мотоциклах. Он застрелил одного, сел на мотоцикл и поехал. Понимаете, убил человека просто потому, что устал идти!.. Расследование длилось долго, двое подельников Головцова покончили с собой в камере, сам он получил большой срок - нам удалось доказать причастность банды к более чем 30 убийствам.

Полиция не отстает

РГ: Недавно на территории Абакана ваши оперативники пресекли разборки между двумя преступными группировками. Неужели "лихие" 90-е возвращаются?

Зюзин: Нет, конечно, то время не вернется уже никогда, организованная преступность давно переместилась в экономический сектор. Хотя ради объективности должен сказать, что сейчас выходят на свободу многие из тех, кто получил большие сроки именно в 90-е. И, не умея и не желая начать новую жизнь, пытаются существовать по прежним, бандитским, "понятиям". Что же до истории в Абакане, то мы получили сведения, что некие люди хотят встретиться для решения, скажем так, спорных вопросов. Мы доложили об этом, и руководство организовало нам взаимодействие с сотрудниками МВД Хакасии. Удалось провести задержание, не допустив тяжких последствий: ведь та встреча могла перерасти в прямое вооруженное столкновение.

РГ: Преступность совершенствуется, но полиция-то не отстает?

Зюзин: Не отстает. В результате последних преобразований идет мощное перевооружение полицейской базы, поступает новая техника, мы используем все более совершенные технологии, идем в ногу со временем. Выражаясь другими словами, китайская лапша давно уже ушла в прошлое.

Досье "РГ"

Александр Зюзин пришел в органы внутренних дел в 1984 году, милиционером взвода ППС, с 1991 года работал оперуполномоченным, затем старшим оперуполномоченным уголовного розыска. С 2000 по 2003 - замначальника управления уголовного розыска ГУВД Красноярского края. С 2007 по 2008 - начальник УБОП региона. За раскрытие ряда преступлений, связанных с развитием в крае алюминиевого бизнеса, награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" 2 степени. Любимый фильм - "Рожденная революцией", любимый литературный герой - сыщик Лев Гуров из цикла романов и повестей писателя Николая Леонова.