Один продвинутый пользователь даже сообщил, что он разобрал стандартный военный комп и выяснил - все "железо" ноутбука родом из Тайваня, а программное обеспечение - импортное, с массой вредоносного кода. Внешне вычислительный комплекс представляет собой солидный по виду ноутбук, который защищен от ударных нагрузок, пыли, грязи, он даже водонепроницаем. Имеет, как и подобает армии, защитный темно-зеленый цвет, на нем есть стикеры с названием отечественной фирмы-производителя и отметкой о спецпроверке, как бы гарантирующей, что шпионского ПО в нем нет.
Однако при включении компьютера экран высвечивает на английском языке название истинного производителя - IT-компании из Тайваня. Выходит, российская фирма, именующая себя разработчиком и производителем компьютеров для армии, даже не удосужилась поменять в операционной системе заставку инициализации на свою собственную? Исследовав попавший в руки военный ноутбук, автор публикации утверждает, что компьютер, вне зависимости от воли пользователя, имеет возможность связываться с базовыми серверами, находящимися за границей, отправлять туда данные с точными координатами конкретного ноутбука.
В министерстве обороны, как нам стало известно, к этой интернет-публикации отнеслись серьезно. Хотя в самом министерстве и Генштабе компьютеров указанной марки нет, в войска они вполне могут поставляться, так как сейчас идет активная компьютеризация Вооруженных сил. Скорее всего, в ближайшее время начнется массовая проверка компьютерной техники, находящейся в войсках.
Один из ведущих разработчиков автоматизированных систем управления войсками, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук Роберт Николаев подтвердил "РГ", что различные вредоносные, а порой и действительно шпионские программы неоднократно выявлялись в IT-продукции, которую Россия сегодня импортирует из-за рубежа, в том числе для нужд ОПК и Вооруженных сил. А современные устройства имеют прямую интернет-связь с техническими службами ЦРУ и АНБ. Из-за этого на Западе уже возникали скандалы, которые устраивали свободолюбивые граждане, недовольные тем, что их личное интернет-пространство не защищено от чужих глаз. По мнению Николаева, в условиях перехода на сетецентрическое управление Вооруженными силами вопросы IT-безопасности становятся жизненно важными.
Первичной ячейкой сетецентризма как раз и будут персональные ноутбуки, которые станут обязательны для всех командиров, включая сержантов, а упрощенные планшетники войдут в экипировку каждого рядового солдата. При зарубежном программном обеспечении велик риск, что все командиры и воинские подразделения действительно могут попасть под постоянный чужой контроль. Насколько такая опасность вероятна?
Можно сразу ответить: более чем вероятна, она давно существует. Об этом, кстати сказать, не раз говорил вице-премьер Дмитрий Рогозин. По его словам, пришло время отказываться от практики закупок за рубежом элементной базы, тех же компьютерных микросхем. Надо срочно воссоздавать собственное микроприборостроение мирового уровня. Уже разрабатываются двадцать девять базовых технологий для производства собственной электронной компонентной базы, используемой в военной технике. При минпромторге создан совет главных конструкторов в сфере микроэлектроники. Все это должно позволить нашей стране освободиться от импортной IT-зависимости. И это лишь подтверждает, что опасность "компьютерной агрессии" существует, и высшая государственная власть это осознает.
Эксперт в области научно-технической контрразведки, генерал-майор в отставке Николай Шам, рассказал корреспонденту "РГ", как во время второй чеченской кампании одна из правительственных совершенно закрытых систем оптико-электронной связи вышла из строя именно в момент обострения ситуации на Северном Кавказе, когда Кремлю требовалась устойчивая связь с регионом. Системы управления оптикоэлектроникой были поставлены и смонтированы крупнейшей западной фирмой. Ее представители заявили, что отключение связи произошло случайно, так как она находилась в тестовом режиме. Но уж слишком подозрительно "вовремя" зависло компьютерное обеспечение стратегически важного и защищенного от прослушивания канала связи.
А как сейчас вредоносные программы могут оказаться в вычислительных комплексах, которые поставляются в войска? Одна из причин, этому способствующих, - значительное сокращение и понижение статусности военной приемки в целях экономии. Это сразу обернулось тем, что брак в войска и даже в экспортных поставках пошел валом.
Можно предположить, узнав, что минобороны объявило конкурс на закупку ноутбуков, фирмачи слепили из самых дешевых импортных деталей компьютер, объявили его цену. Заказчиков она устроила, и ноутбуки пошли в войска. Наверное, были предоставлены документы о проверке и полном отсутствии вредоносных программ. Скорее всего, пилотную партию вычислительных комплексов вычистили и полностью русифицировали. Однако проводить проверку и чистить каждый компьютер - дело дорогое и хлопотное. Поэтому нельзя исключить - никакого тестирования при серийном производстве уже не было. Посчитали, армейский "пипл схавает" и так.