В этом году на фестивале - настоящий триумф женского кино. Гран-при международного конкурса жюри под председательством Кшиштофа Занусси отдало картине "Наша Родина" режиссера Йонги Янг, которая родилась и живет в Японии, однако корни семьи молодого кинематографиста происходят из Северной Кореи. Йонги написала сценарий, основываясь на личном опыте. Ее брат, некогда вдохновленный социалистическими идеями, переехал из Японии в Северную Корею, и с тех пор не может общаться с семьей, которая осталась в Японии. Главная героиня кинофильма, как и сама Йонги, остро переживает разлуку с братом, что омрачает и его неизлечимая болезнь. Картина показывает и столкновение двух экономических и культурных систем, подавляющих личность и здравый смысл, а история вынужденного семейного разрыва послужила причиной для выбора жизненного пути и профессии самой Йонги.
Йонги Янг не смогла лично получить награду, поскольку сразу же после премьеры картины в Оренбурге увезла свою работу на показ в Пусан, где сейчас проходит крупнейший кинофестиваль азиатского региона. Кстати, в дни оренбургского фестиваля стало известно и то, что "Наша Родина" номинирована от Японии на соискание премии американской киноакадемии "Оскар".
"Золотого льва" за режиссуру присудили еще одной женщине-режиссеру Марии Седал из Норвегии, снявшей картину "Лимбо". Главная героиня киноленты приезжает с детьми из родной Норвегии в экзотическую страну Тринидад и Тобаго, где живет и работает ее муж инженер. За тысячи километров от родины ей становятся понятнее все сложности их отношений, и женщине приходится пройти через духовное чистилище, чтобы сохранить семью.
Лучшей актрисой названа Лули Битри, сыгравшая в фильме "Амнистия" производства Албании, Греции и Франции. Ее героиня Эльза выполняет долг матери, жены и дочери с максимальным усердием, но живет практически в состоянии солдата, которому нельзя дезертировать с непонятной ему войны. А краткая любовь, приходящая в жизнь молодой женщины, ведет к катастрофе.
Жюри международного конкурса отметило и одну мужскую работу, роль Доугласа Хенчала в картине "Как меня украли немцы" производства Балканских стран (Сербии, Словении, Хорватии, Македонии, Боснии и Черногории). Работа спорная, но представляет собой необычный взгляд на события Второй мировой войны. Оккупация Балкан показана то с точки зрения маленького мальчика, то глазами взрослого мужчины, одинокого отшельника, того, каким этот мальчик стал много лет спустя.
В программе российского кино "Сплетенные параллели", где помимо премьерных картин были представлены и работы, уже известные отечественному зрителю, триумфатором стал Александр Прошкин с фильмом "Искупление" (приз за режиссуру), а также картина Владимира Панкова "Доктор" (лучший фильм программы). Отметили и работу Светланы Ивановой в картине "Поклонница", снятой по чеховским мотивам режиссером Виталием Мельниковым. Ну а лучшим актером в российской программе признан Владимир Свирский - главная роль в киноленте о Великой отечественной войне "В тумане" режиссера Сергея Лозницы (по повести Василя Быкова).
Подарком последних дней фестиваля стал приезд в Оренбург знаменитого аниматора Александра Петрова, обладателя "Оскара" за фильм "Старик и море" и лауреата "Золотого льва" фестиваля "Восток и Запад" за вклад в искусство.
Александр Петров привез в Оренбург ретроспективу своих фильмов и провел творческую встречу со зрителями. Он рассказал "РГ", что погружен сейчас в работу над новым фильмом и, несмотря на то, что ему поступает масса предложений о переезде за границу, намерен остаться в родном Ярославле. Не соблазнило стойкого художника даже заманчивое предложение китайской стороны стать профессором национального университета анимации, оборудованного по последнему слову техники.
- Китайцы во всем стремятся стать лучшими, они прилежные ученики и одна из немногих наций, которая способна грамотно ассимилировать европейский, российский и североамериканский опыт. Впитать в себя все лучшие анимационные школы мира. Придет время, и китайские аниматоры нас вытеснят, но пока мне бы хотелось работать на родине и по возможности готовить кадры здесь, - поделился с "РГ" Александр Петров.
Еще одной сенсацией культурной жизни фестиваля стал мастер-класс господина Занусси. Режиссер пообщался со студентами университета и, несмотря на то, что, по собственному признанию, молодых боится, ибо они со временем станут великими и "выкинут его работы на помойку", почти два часа разговаривал о режиссуре и культуре, помогая студентам понять преемственность поколений. Разрыв между поколениями, на взгляд мастера, - самая большая трагедия для России. Кшиштофа Занусси настолько вдохновило общение со студентами, что он даже пригласил всех к себе в гости, в Польшу, попросив лишь согласовать свой визит заранее.