Из заявления официального представителя СКР Владимира Маркина стало известно, что проверять факты, на которых построен фильм, будет Главное следственное управление ведомства. Основное, на что обратят внимание проверяющие, - факты организации массовых беспорядков в России. А по результатам проверки следователем будет принято процессуальное решение. Так звучит стандартная формулировка.
Корреспондент "РГ" расспросил специалистов Следственного комитета подробней, как будет выглядеть процедура подобной проверки. Сначала у телевидения попросили дать им фильм. Кстати, это уже сделано. СКР запросил оригиналы съемок, использованных в "Анатомии протеста-2". Следователи намерены внимательно их изучить. Потом назначат то, что на языке специалистов называется экспертными исследованиями. Их будет несколько. Первый вопрос, который поставят перед специалистами, - подлинность пленки. Не было ли подтасовки, монтажа, склейки. Ведь не секрет, что с помощью компьютера можно подделать и голоса, и движения, да и сюжет перевернуть с ног на голову. Надо сказать, что своих таких "спецов по кино" у СКР нет. Поэтому экспертные исследования подобного рода поручат другой организации. Какой, пока неизвестно.
Если выяснится, что кадры, показанные в эфире, настоящие и никто ничего не монтировал, то материалы будут анализировать на наличие признаков преступления по 212-й статье Уголовного кодекса - организация массовых беспорядков. Проще говоря, спецы скажут, есть ли в действиях фигурантов фильма состав этого преступления. Если все показанное не подделка, то 212-й статьи УК может оказаться маловато. По большому счету, в фильме речь идет о более серьезном преступлении - свержении государственного строя. В нашем случае в отдельно взятом регионе. Напомним, что в "Анатомии протеста-2" говорится о захвате власти в городе Калининграде. Это явствует из переговоров Сергея Удальцова с Гиви Таргамадзе. Таргамадзе советует, как лучше это сделать: "Если попытаться целиком просто там взять власть в Калининграде. Вот моя идеалистическая идея - это сделать совсем в противоположных частях одновременно, во Владивостоке и Калининграде". Помимо этого Таргамадзе намекает на некую "хорошую провокацию", которую можно провернуть с помощью его "хороших контактов с чеченами". Расследованием подобных преступлений занимается не Следственный комитет, а ФСБ. Лубянка может расследовать это преступление самостоятельно, а может передать его в СКР.
Но и это не все. Разговор Удальцова и грузинского политика еще подпадает под другую статью Уголовного кодекса РФ - "Организация деятельности экстремистской организации". Серьезная статья. А еще есть 278-я статья - насильственный захват или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ. Это срок до 20 лет.
Немало места в фильме отведено "денежному" вопросу - кто кому и сколько, а главное - за что платит. Оппозиция говорит, что протестные акции она организовывает на свои средства. В фильме утверждается обратное - деньги на работу идут из-за рубежа. Называются и спонсоры протестных мероприятий. Один из них - экс-президент Банка Москвы Андрей Бородин. А координатором "вливаний" называется председатель парламентского комитета Грузии по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе, специалист по "цветным революциям". СКР деньги тоже проверит. Как они пришли, были ли с них заплачены налоги и насколько денежные потоки соответствовали нашему законодательству.
Если экспертиза скажет, что пленка настоящая, то какой следующий шаг проверяющих? В СКР говорят, что в этом случае они по закону должны пригласить и опросить всех участников фильма и задать им вопросы. По большей части - неприятные. Когда это будет? Точно - не завтра. На экспертизу фильма, как говорят специалисты, может уйти минимум месяц.