08.10.2012 23:40
    Поделиться

    Правительство Москвы ищет инвесторов для развития гостиничного бизнеса

    Правительство Москвы готовит документ, направленный на стимулирование притока инвестиций в гостиничное хозяйство столицы. Об этом заявил советник Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы Гурген Мкртчян на выставке "Отель. Оборудование и технологии".

    По его словам, этот документ в некоторой степени станет заменой постановления от 18 июля 2006 года № 516-ПП "О неотложных мерах по стимулированию гостиничного хозяйства города Москвы".

    Сейчас инвесторы, строящие гостиничные объекты в Москве, не могут рассчитывать на какие-либо преференции от столичных властей, однако в следующем году такая возможность может появиться.

    "Гостиничный рынок в Москве развивается, и препятствий для этого развития нет, - уверен Гурген Мкртчян. - Конечно, есть некоторые проблемы, но все они решаемые".

    Несмотря на оптимизм чиновника, представители отельного бизнеса признаются, что поддержка властей стала бы для них хорошим подспорьем.

    Главным камнем преткновения для отельеров по-прежнему является высокая стоимость земли в столице.

    В связи с этим некоторые инвесторы присматриваются к региональному рынку. Однако и здесь существуют свои сложности. Зачастую в регионах помимо бизнес-туристов, которые в сезоны деловой активности заполняют региональные гостиницы, других гостей нет.

    "Частные инвесторы, как бы им ни хотелось, не могут самостоятельно развивать регионы, - уверен вице-президент ФРиО по развитию отельного направления Сергей Колесников. - К тому же отель не может вырасти на пустом месте и создать вокруг себя туристическую зону, он может стать лишь ее частью. Инвесторам нужна поддержка государства, но и государству нужно популяризировать свои проекты. Особенно это касается проектов в рамках ОЭЗ".

    Компетентные лица, занимающиеся развитием ОЭЗ, признаются, что туристические ОЭЗ оказались одними из самых сложных для развития. На первый взгляд это кажется удивительным. К примеру, стоимость земли в ОЭЗ крайне мала. Другим плюсом является возможность строительства рекреационных объектов там, где это было бы невозможно вне рамок ОЭЗ. Например, использовать земли, которые граничат с особо охраняемыми территориями или заповедниками. Яркий пример тому - побережье озера Байкал, которое сейчас развивается как один из крупнейших туристических кластеров страны.

    Кроме того, на резидентов ОЭЗ распространяются налоговые льготы и прочие преференции. Однако, как показывает практика, налоговые льготы не являются определяющим критерием при выборе инвестором ОЭЗ как площадки для развития своего бизнеса. И даже наличие развитой инфраструктуры не является гарантией привлечения инвесторов.

    "Мы построили уникальную инфраструктуру на Байкале и в Алтайском крае, однако инвесторы к нам не идут, - сокрушается заместитель генерального директора компании "ОЭЗ" по развитию и работе с инвесторами Вадим Дубовик. - Наш проект пока нельзя назвать успешным. Когда мы стали анализировать заявки инвесторов и текущий статус их проектов, мы пришли к выводу, что главное - это не строительство инфраструктуры, а выполнение пяти условий: комфортное пребывание, высокое качество клиентского обслуживания, удобная логистика и транспорт, возможность для иностранных туристов безвизового въезда на территорию площадок, а также интересные туристические маршруты. Пока у нас нет развитого туристического продукта, который мог бы привлечь и инвесторов, и самих туристов. Туристическая инфраструктура, как нефтяная труба без нефти, сама по себе ничего не стоит. В то же время, если есть хороший туристический поток, то он повышает стоимость инфраструктуры".

    Вместе с тем представители бизнеса говорят о том, что помимо работы, которую государство проводит в рамках развития ОЭЗ, должна идти популяризация этих действий, направленная на привлечения инвесторов.

    "Для нас одной из самых больших проблем при развитии туристических ОЭЗ является низкая осведомленность как самого бизнеса, так и потенциальных туристов", - говорит Вадим Дубовик.

    Однако не все бизнесмены согласны, что проблема лишь в этом. Некоторые отельеры считают, что инвесторы, особенно западные, не любят рисковать, поэтому многие выбирают строительство гостиниц в дорогой, но понятной Москве, где на вложенный рубль инвестор будет точно знать, сколько и в какой срок он получит прибыли. Развитие бизнеса в неосвоенных регионах, пусть даже и в льготных ОЭЗ, - мероприятие новое, непонятное, а значит, рисковое. Тут возникает сразу масса нерешенных вопросов: кто станет потенциальным туристом (иностранные граждане или жители других регионов), а также как привлечь туристов в новое неизвестное место. Конечно, все решаемо за счет грамотного PR, однако инвесторы все равно не спешат, по-прежнему выбирая лишь исхоженные столичные тропы.

    Поделиться