Он напомнил, что электронные деньги уже очень старый продукт, они появились около 15 лет назад, когда не было современных технологий передачи информации вроде bluetooth или wi-fi. "Все эти годы восприятие электронных денег было самым причудливым, операторы и игроки рынка воспринимали нас как безумных ученых, романтических инноваторов, первооткрывателей новых финансовых территорий. Была также точка зрения, что вся эта деятельность незаконна. Все это было, но закончилось с 1 октября этого года - электронные деньги теперь полностью институционализированы", - сказал Достов.
Все эксперты сходятся во мнении, что сегмент электронных денег растет, причем бурными темпами. Однако сколько людей в России сегодня вообще пользуются финансовыми услугами и в частности электронными? Руководитель отдела исследований финансового рынка GfK Rus Елена Якубовская настроена оптимистично: по ее словам, около 85% россиян являются пользователями финансовых услуг. При этом стабильно растущий сегмент - это банковские карты, в основном зарплатные. За последний год число пользователей карт возросло с 49 до 56%. Все больше входят в жизнь россиян банкоматы, развивается электронный интернет-банкинг, но темпы прироста не очень большие - около 1-2% в год. Естественно, прирост больше в крупных городах, более продвинута в этом отношении Москва. Однако по уровню пользования интернет-банкингом Россия сегодня отстает не только от развитых, но и от восточноевропейских стран - таких как Словакия, Польша, Венгрия, Македония и других - примерно на восемь лет. Больше всего эта услуга, естественно, востребована среди молодых людей в возрасте от 20 до 49 лет.
Что касается критериев при выборе банка, держатели карт в основном ориентируются на такие параметры, как надежность, тарифная политика, количество отделений и банкоматов. Возможность совершать операции через Интернет интересует пока не более 5% пользователей банковских продуктов. Самый популярный источник информации о банковских продуктах - это советы родственников и знакомых, а также телевидение. Молодые люди больше доверяют Интернету, в том числе ищут информацию о финансовых услугах через социальные сети, специализированные форумы и корпоративные сайты банков. "Потенциал интернет-банкинга хороший, и нужно в первую очередь работать с потенциальной аудиторией, молодыми людьми",- считает Якубовская.
Партнер Data Insight Борис Овчинников привел данные компании TNS, согласно которым 75-85% россиян отвечают, что платят через Интернет. В крупных городах хотя бы раз в полгода через электронные системы платежей (ЭПС) платили 3,9 млн человек, а через интернет-банкинг 2,4 млн. По данным ФОМ, за месяц 2,1 млн платили карточкой в Интернете, 0,8 млн - с помощью электронных денег, 0,4 - через интернет-банкинг. "Мне кажется, что пока ни одно из исследований нельзя принимать за безусловную отправную точку. Расхождения в цифрах - это признак активного роста рынка. Онлайн-платежи стали массовым явлением, и рынок продолжает быстро расти",- отметил Овчинников.
По собственным оценкам Data Insight, онлайн-платежи хотя бы раз в месяц совершает около 9 млн человек, всего опыт таких платежей сегодня есть уже более чем у 20 млн россиян. Количество платежей превысило 1 млн в день. При этом онлайн-платежи растут существенно быстрее, чем онлайн-продажи и интернет-реклама, темпы роста количества пользователей более 50% в год. "По мере накопления опыта пользователи расширяют количество используемых способов онлайн-платежей, рост количества пользователей по каждому отдельному способу идет быстрее, чем в целом по рынку. ЭПС растут в среднем на 67%, карты - на 85%, интернет-банкинг - на 74% в год", - добавил Овчинников. Отток пользователей различных способов онлайн-платежей также наблюдается, но составляет, по данным Data Insight, всего около 4-6% в год по результатам опросов самих пользователей. Частота посещений платежных сайтов в среднем выросла за год на 7%, сайтов банков - на 12%.
- Индустрия достаточно долго привыкала к новым продуктам, но за последние десять лет количество инноваций было огромным, большое количество опций появляется для клиентов, огромное количество игроков - это и сотовые операторы, и интернет-компании, - сказал директор управления Банк XXI Сбербанка Святослав Островский. - Несомненно, это хорошо для клиентов, но что делать банкам? Я считаю, что банки должны предоставлять своим клиентам те сервисы и каналы, которые им нужны. Надо понимать, что наши клиенты разные, поэтому необходимо создать простые и понятные продукты. Именно они растут быстрее всего и больше всего востребованы на рынке.
Эксперт отметил, что с ускорением темпа жизни клиенты становятся все более мобильными и требовательными, с другой стороны - ощущается переизбыток информации. При переходе в цифровой мир клиенты больше не готовы ждать. Они требуют простые и удобные услуги, обслуживание на ходу. "Для многих людей банковские услуги начинаются с банкоматов и терминалов, а иногда там же и заканчиваются. Поэтому банку важно иметь крупную сетку",- добавил Островский. Он также подчеркнул, что, по статистике, большинство жителей страны не имеют смартфонов, поэтому самая быстрорастущая услуга - это мобильный банк, через sms.
А по словам основателя компании Finfit Данилы Гусева, несмотря на быстрый рост электронных платежей, основная масса людей вообще по-прежнему мыслит наличными категориями. "Есть проблема недоверия банкам, этот вопрос до сих пор не решен, ключевая проблема в том, что ты не можешь дать человеку нечто осязаемое, как бумажные деньги. Свою роль играет и сила привычки", - пояснил он.