Ярославль получит новые стадион и аэропорт

Ярославль не попал в список городов, где в 2018 году пройдут матчи чемпионата мира по футболу. Многие выигрышные позиции региона - например, близость к Москве, развитая транспортная, гостиничная, спортивная инфраструктура, богатая история местности - почему-то оказались невостребованными.

Впрочем, областные власти катастрофы в этом не видят. Более трех лет область готовилась к тому, чтобы принять матчи ЧМ: два года в составе мощной "команды" российских городов, внеся свою лепту в итоговую победу России, и почти два года после этого, соревнуясь уже внутри страны. Естественно, за это время сложилась довольно четкая концепция проведения чемпионата в Ярославле, центром которой стал стадион.

Рассматривались несколько площадок для размещения этого спортсооружения, но в итоге международные консультанты - в частности, один из авторов выпущенных ФИФА технических рекомендаций к принимающим ЧМ стадионам Деймон Лавель - предложили построить новую арену на месте нынешнего "Шинника" в центре Ярославля.

Выбирая проект реконструкции стадиона, областное правительство, мэрия и местный футбольный клуб решали нелегкую задачу: построить сооружение в соответствии с требованиями ФИФА, УЕФА, а также ЮНЕСКО (исторический центр Ярославля в 2005 году был включен в список всемирного наследия этой организации) и при этом не "закопать" в землю полмиллиарда рублей, сравнительно недавно вложенных в реконструкцию Южной трибуны "Шинника".

Поэтому общую поддержку получил проект стадиона-трансформера, созданный специалистами англо-американской компании Populous. Согласно предложенному концепту, новая арена была рассчитана на 45 тысяч болельщиков, но после проведения мундиаля трибуны легко можно было "сократить" до 30 и даже 25 тысяч мест. Оценивался новый проект в 6,5-7 миллиардов рублей.

Теперь на этих планах поставлен крест. Стадиона уровня ЧМ город не увидит, однако реконструкция его, несмотря ни на что, не отменена. По словам замгубернатора Виктора Костина, правительство региона продолжит работать с министерством физической культуры и спорта, чтобы получить финансирование на модернизацию арены. По аналогии с Южной трибуной будут переделаны Северная, Восточная и Западная.

Интересно, что если бы не ЧМ, ярославцы, возможно, уже имели бы в распоряжении приличный, современный футбольный стадион, потому что его реконструкция была одним из пунктов подготовки к прошедшему два года назад тысячелетию Ярославля. Но поскольку город стал претендовать на проведение мундиаля, реконструкцию стадиона власти приостановили. Даже обновленный "Шинник" для ЧМ все равно бы не подошел. Теперь со старого проекта придется сдувать пыль.

Не совсем пока ясна и судьба скоростного железнодорожного сообщения между Ярославлем и Москвой. К 2018 году железнодорожники планировали сократить время поездки из одной точки в другую с нынешних почти четырех часов до 2,5. Однако уже появилась информация, что и этот проект подвергнется корректировке.

- Мы давно работаем с РЖД, и существует документ о развитии высокоскоростного движения на сети железных дорог до 2020 года. И в этом документе Ярославль присутствует. То есть вне зависимости от ЧМ ярославское направление всегда было приоритетным, - уверен Виктор Костин. - В любом случае мы позиционируем себя как туристический регион и понимаем, что организация скоростного движения - одно из ключевых направлений дальнейшего развития области, и оно будет реализовано в любом случае. Для нас главное - сделать так, чтобы человек мог доехать от Москвы до Ярославля за 2,5 часа. Возможно, это произойдет чуть позже, но так будет.

Реконструкция стадиона "Шинник" была одним из пунктов подготовки к тысячелетию Ярославля

Не менее глобальная проблема, которую область надеялась решить благодаря проведению матчей ЧМ, - реконструкция аэропорта "Туношна". Вывести этот объект, выросший из военного аэродрома, на международный уровень десяток лет назад пытался губернатор Анатолий Лисицын, но воз и ныне там. Безусловно, вылет Ярославля из заветного списка не способствует реализации этой идеи. Вернее, скажется на оперативности ее осуществления.

По словам Виктора Костина, разработан проект реконструкции аэропорта, который сейчас проходит экспертизу. "Туношне" требуется реконструкция взлетно-посадочной полосы и всей инфраструктуры, связанной с приемом пассажиров. И если о модернизации полосы давно идут переговоры на федеральном уровне, то пассажирский терминал - на это требуется 300-350 миллионов рублей - придется строить на средства местного бюджета или на условиях государственно-частного партнерства.

- Сейчас для нас важно одно - сделать аэропорт международным, - говорит замгубернатора. - Потому что пока у нас все делается по временной схеме. А необходимо сделать его полноценным сертифицированным международным аэропортом с обеспечением таможенных и пограничных функций. И тогда у нас откроются совершенно другие перспективы, в том числе для развития туризма.

Нелишне еще добавить, что Ярославль - единственный город-претендент, где провели мониторинг общественного мнения по поводу проведения матчей ЧМ. Около семидесяти процентов жителей высказались за большой футбол. Но немаловажными были и другие цифры - расходов на подготовку. По словам Виктора Костина, регион планировал привлечь около 100 миллиардов рублей. И если доля региона в этой сумме составила бы двадцать процентов, то до 2016 года из местных бюджетов ежегодно пришлось бы выделять по четыре-пять миллиардов. А, значит, серьезному сокращению подверглись бы многие статьи расходов. Другими словами, что ни делается - все к лучшему.