Новости

09.10.2012 10:44
Рубрика: Экономика

Заяц не проскочит

Эксперимент в Орловской области позволит подсчитать количество пассажиров льготных категорий
В конце сентября по инициативе областного правительства льготникам в Орле начали выдавать разноцветные отрывные талоны на проезд в общественном транспорте. Они служат дополнением к единому социальному проездному билету, который люди приобретают за 300 рублей.

Возвращение талонов

Талоны нужны для мониторинга пассажиропотока: власти намерены вычислить реальную потребность в льготных перевозках. Этот вопрос уже много лет является предметом спора между транспортниками и чиновниками. Дело в том, что предприятиям из бюджета компенсируют выпадающие доходы за обслуживание льготных категорий граждан. Однако подсчитать точное количество таких пассажиров не могут. Власти опираются на теоретический расчет, причем формул и методик подсчета несколько. Естественно, что цифры, полученные перевозчиками и чиновниками, разнятся. У первых они обычно выше. Логика проста: чем больше - пусть и на бумаге - перевезено льготников, тем существеннее сумма компенсации.

- Нам необходимо выработать механизм, который даст возможность льготникам не сокращать привычное количество поездок, но и не ущемит интересы транспортных предприятий, - поясняет зампредседателя областного правительства Николай Злобин. - Кроме того, будет обеспечен точный учет пассажиров, что позволит применить эффективную систему возмещения затрат перевозчикам.

Идея такова: льготник при входе в салон предъявляет единый социальный проездной билет и отдает водителю или кондуктору отрывной талон. Это станет доказательством того, что услуга в действительности была оказана. Сколько талонов по истечении определенного срока - месяца или года - принесет в департамент транспорта перевозчик, за столько ему и выплатят компенсацию. Новый механизм планировали ввести по всему региону уже с 1 ноября.

Правда, когда облправительство выставило законопроект на публичное обсуждение, выяснилось, что многие им недовольны. Перевозчики, разумеется, нашли в нем множество недостатков, однако недовольство высказали и льготники. Они не против талонов - спор вызвало их количество. Предполагалось, что на руки будут выдавать 50 талонов на месяц, но многие сочли, что требуется больше. Тем более что в районах порой нет прямых рейсов, и люди добираются до места с пересадками. Да и цена талона вызвала противоречия.

- Рассматривается вариант, при котором стоимость составит десять рублей, - сообщил замначальника облуправления строительства и дорожной инфраструктуры Александр Боев. - Если проезд в пригородном автобусе стоит 25 рублей, пассажир может расплатиться тремя талонами и получить пять рублей сдачи либо отдать два талона и доплатить.

Чтобы положить конец спорам, власти и решились на эксперимент, в котором примут участие сами льготники. Мониторинг будут вести по талонам, а для чистоты эксперимента их сделали разноцветными. Те, что выдают в почтовых отделениях, - синие, на автостанциях - красные. Кстати, в будущем социальные проездные билеты, возможно, будут реализовывать через электронные терминалы. По крайней мере, такой вариант власти рассматривают.

Кстати, 150 талонов льготнику выдадут лишь на октябрь. Впоследствии, возможно, их будет больше или меньше. Или вообще не будет, если перевозчики найдут способ заблокировать принятие закона. Благодаря их усилиям, например, четыре года в Орле не могли провести конкурс на право обслуживания муниципальных маршрутов. Пока же талоны планируется окончательно ввести в оборот с 1 января 2013 года. Действовать они будут на всех видах пассажирского транспорта, кроме такси, но только на социально значимых маршрутах.

По новым правилам

Следующим шагом реформы станет появление программы обеспечения населения пассажирскими перевозками. Документ должен быть разработан к ноябрю - такое поручение дал глава региона Александр Козлов. Этим займутся сотрудники департамента строительства, транспорта и ЖКХ. Программа будет целевой и долгосрочной и охватит не только крупнейшие города региона, но и районную сеть. К работе над ней рекомендовано привлечь представителей органов местного самоуправления. Среди заявленных целей - развитие транспортного парка и повышение качества пассажирских перевозок.

В Орле было несколько методик подсчета, поэтому данные мэрии и перевозчиков всегда отличались

- Обновление подвижного состава транспортники уже проводят в рамках участия в конкурсах на право обслуживания маршрутов регулярных пассажирских перевозок, - сообщил руководитель департамента строительства, транспорта и ЖКХ Александр Ященко. - За последние два года благодаря этому парк автобусов обновлен более чем на 70 процентов.

По его словам, в будущем году также планируют проведение таких конкурсов. Новый транспорт перевозчики обычно приобретают по договорам лизинга. После появления ведомственной программы они будут вправе рассчитывать на бюджетные субсидии. Область поможет им с лизинговой выплатой.

Взгляд сверху

В мэрии тем временем подвели итоги конкурса перевозчиков, проведенного впервые за несколько лет. По словам председателя горкомитета транспорта и связи Виталия Гришакова, условия были согласованы с участниками рынка. По итогам конкурса заключено около 190 договоров с более чем 60 перевозчиками. К ним предъявлены серьезные требования. Например, они обязаны обеспечить проведение предрейсового медосмотра водителей и техосмотра транспорта. Автобусы должны стоять на охраняемой стоянке. Обязательно проведение предрейсовых инструктажей водителей.

- Для контроля за работой перевозчиков все транспортные средства будут оснащены спутниковой системой навигации на базе технологий ГЛОНАСС, - отметил Виталий Гришаков. - По условиям, транспорт должен быть оборудован такой системой в течение трех месяцев с момента заключения договора.

По его словам, с 1 января 2013 года в соответствии с федеральным законом спутниковая навигация появится на всем пассажирском транспорте. За этим власти обещают строго следить. Невыполнение условий может закончиться расторжением договоренностей. Примеры есть: с тремя перевозчиками договоры уже расторгнуты.

- Для мониторинга работы пассажирского транспорта при помощи систем спутниковой навигации создается диспетчерский центр, который войдет в состав нашего комитета, - пояснил Виталий Гришаков. - Это позволит контролировать выпуск транспортных средств на маршруты города, а также исполнение перевозчиками схем и графиков движения.

Контролировать работу перевозчиков будут и во время рейдов, которые совместно проводят сотрудники ГИБДД и горадминистрации. Кстати, городские власти сформировали реестр муниципальной маршрутной сети. В него вошли 56 маршрутов, 15 из которых являются социально-значимыми - на них перевозчики обслуживают пассажиров льготных категорий граждан.

Тем временем

Глава администрации Орла Михаил Берников подписал постановление об организации перевозок горожан по сезонным дачным маршрутам. Их запланировано включить в реестр муниципальной маршрутной сети. Это даст возможность до 1 апреля будущего года провести соответствующий конкурс. Сейчас дачные маршруты обслуживает муниципальное транспортное предприятие. Конкуренцию ему смогут составить коммерсанты. Победителям конкурса для возмещения понесенных ими убытков предоставят субсидии из городского бюджета.

Экономика Транспорт Общественный транспорт Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Орловская область