08.10.2012 23:41
    Поделиться

    Эксперты: Основные сложности по реализации ГЧП возникают на уровне регионов

    ГЧП-проекты, вышедшие на стадию реализации, можно пересчитать по пальцам. Большинство экспертов видят причину такого положения вещей в недостатках федерального законодательства, регулирующего ГЧП, однако в реальности большая часть сложностей возникает на уровне регионов, где, собственно, и инициируются ГЧП-проекты.

    Прежде всего во многих регионах отсутствует регламент межведомственного взаимодействия, который устанавливал бы процедуры и этапы взаимодействия различных подразделений региональной администрации, муниципалитетов, территориальных отделений федеральных органов исполнительной власти по вопросам подготовки, согласования и сопровождения проектов ГЧП. Наличие регламента - необходимое условие для успешной подготовки государственным заказчиком исходной документации по проекту ГЧП с последующим ее вынесением на рассмотрение и утверждение в специальный коллегиальный орган при администрации региона с условным названием "совет по ГЧП", "координационный совет" и т.д. Название не меняет сути. В регионах, где такие площадки созданы, заседания проводятся под руководством губернатора или его профильного заместителя. Работа совета также подлежит регламентации.

    Данный механизм позволяет выносить на обсуждение концепцию проекта ГЧП, так сказать, проверять ее на прочность, с точки зрения различных министерств и ведомств, от решения которых зависит его дальнейшая реализация. На этом этапе снимаются вопросы, связанные с выделением земельных участков, подключением к инженерным сетям, определением структуры финансирования, технических требований. То есть основные параметры ГЧП-проекта, закладываемые в его концепцию, подвергаются общей экспертизе и оценке на предмет их реализуемости, подлежат согласованию с вынесением соответствующего решения. Такое решение совета в дальнейшем является основанием для вынесения распорядительного документа о подготовке конкурса на право подписания соглашения о ГЧП (концессионного соглашения) либо о включении проекта в специальный реестр проектов ГЧП.

    Рано или поздно компетенции в сфере ГЧП у каждого субъекта РФ достигнут нужного уровня

    Кроме того, деятельность совета должна осуществляться в тесном взаимодействии и координации с созданными в регионе институтами, отвечающими за привлечение инвестиций в виде соответствующих агентств, корпораций развития. Тем более что во многих субъектах они не только созданы, но и наполнены бюджетом. Собственно, совет призван стать инструментом реализации заложенных в них возможностей, которые задействованы не в полную силу. Дело в том, что агентства или корпорации в процессе работы сталкиваются с трудностями, когда входят в поле взаимодействия с региональными министерствами и департаментами. Данные ведомства интересуются, на каком основании они должны предоставлять запрашиваемую информацию: их соответствующие полномочия нигде не прописаны. И это не гипотетическая ситуация, а реалии региональной практики. В рамках совета по ГЧП глава региона или его зам могут дать четкие указания о совместной работе, которые будут носить не декларативный, а обязывающий характер.

    Проблемным вопросом является отсутствие единых подходов к планированию капитальных затрат за счет внебюджетных источников. В настоящий момент подавляющее большинство стратегий и программ развития регионов, в рамках которых выделяются средства на строительство объектов инфраструктуры, финансируются исключительно за счет бюджета.

    Как включить в эту схему частного инвестора - вопрос открытый. В отсутствие уверенности, что частные инвестиции придут, возникает риск планирования строительства таких объектов. Снизить риски привлечения частных инвестиций, возможно, удастся, если создать в регионах реестры проектов ГЧП. Такие реестры должны быть открытыми для ознакомления, например, на сайтах администраций. Этот инструмент позволит учитывать не только планируемые к реализации проекты ГЧП, но и отслеживать текущую стадию развития уже реализуемых.

    В основе подготовки проекта ГЧП должна лежать разработка его концепции, которая проходит процедуру согласования на совете по ГЧП. Объем информации данного документа должен быть достаточным как для принятия инвестором решения об участии в проекте, так и изначально снимать все вопросы у государственного заказчика, связанные с обоснованием применимости механизма ГЧП. Другими словами, госзаказчику, перед тем как привлекать частного партнера, следует очень точно просчитать основные показатели проекта. На деле же во многих регионах картина абсолютно противоположная. Когда речь заходит о ГЧП, позиция властей зачастую выглядит в виде требования к партнеру: обоснуйте нам, почему регион должен применять механизмы ГЧП. Однозначно, это не конструктивная позиция. Из-за нее многие хорошие идеи ГЧП-проектов в регионах остались на уровне идей.

    Рано или поздно компетенции в сфере ГЧП у каждого субъекта РФ достигнут нужного уровня. У кого-то необходимый инструментарий сформируется за 1,5-2 года, у кого-то на это могут уйти годы без гарантии на успех. Однако есть механизмы, позволяющие ускорить данный процесс. Речь идет о внедрении функции "квалифицированного заказчика". Для ее претворения в жизнь в регионе на базе областного агентства или корпорации развития создается проектный офис и на конкретном проекте внедряется система подготовки и сопровождения проектов ГЧП. В течение несколько месяцев проводится обучение сотрудников, устанавливается информационная система взаимодействия, определяются регламенты по работе с финансовыми институтами и консалтинговыми структурами, готовится необходимая документация. Это позволяет сократить время в разы. В течение полутора-двух лет в регионе может появиться своя собственная мощная структура, которая будет инициировать проекты, готовить концепции и доводить их до конца.

    Поделиться