Новости

09.10.2012 00:20
Рубрика: Общество

Сочинение на заданную тему

Что предложили министру образования лучшие учителя России
Какой должна быть школа сегодня? Что предложили министру образования лучшие учителя России? Об этом рассказывает абсолютный победитель конкурса "Учитель года-2012" - преподаватель русского языка и литературы из Москвы Вита Кириченко.

Вита Викторовна, как вам, учителю русского и литературы, идея со списком из ста книг для внеклассного чтения?

Вита Кириченко: Неплохая. Лишь бы не вышло, что хотели как лучше, а получилось как всегда. Все, доведенное до абсолютизма, я воспринимаю с большой осторожностью. Кроме того, наличие списка не является гарантией прочтения книг. Мы, кажется, немного увлеклись модной идеей - сто книг, сто фильмов. Разумно, на мой взгляд, что это рекомендуемый, а не обязательный перечень.

По данным социологов, подростки 14-16 лет в первую очередь отдают предпочтение детективам и фантастике. А что читают ваши ученики?

Вита Кириченко: У кого-то после урока на парте остается Довлатов, у кого-то - Макс Фрай. Они, естественно, часто читают совсем не то, что я рекомендую. Но, что ценно, советуются, спрашивают. И я обсуждаю с ними их выбор.

Русский язык сегодня меняется, разрешены вариативные ударения и написания некоторых слов. Как вы относитесь к реформе языка?

Вита Кириченко: Язык - живой организм, он меняется всегда, но есть база, которая должна оставаться неизменной. Я против реформы орфографии, надеюсь, эта идея уже затихла надолго. Должны быть единые правила.

А что делать со словами из прошлого? Например, слово "нива" в стихотворении Михаила Лермонтова современные дети уже воспринимают с трудом. Сегодня "нива" - это машина такая.

Вита Кириченко: Да, такой процесс идет, и с этим ничего не сделаешь. Ведь мы в их возрасте тоже, наверняка, говорили на своем языке и недопонимали взрослых. Современные дети живут в совсем другом, отличном от нашего, информационном мире. И они не воспринимают огромное количество привычных нам слов. Не только "нива" вызывает трудности. У меня был случай, когда пришлось объяснять значение слова "босяк".

Какие сочинения пишут ваши ученики?

Вита Кириченко: Я очень люблю сочинения на свободные темы. Это лучший способ, чтобы ребенок вышел за рамки, проявился, высказался. Люблю тему "Кем быть, каким быть?" И детям нравится. Они раскрываются самым неожиданным способом. Работу одной ученицы я перечитывала несколько раз. Отвечая на вопрос "какой быть?", девочка написала: "Про нас думают, что мы поколение кока-колы и сникерсов, но когда будет нужно, мы встанем, как вставали на защиту наши деды". В контексте работы понятно, что ребенок написал это не для учителя, это было настоящее, нутряное. Такое дорогого стоит.

ЕГЭ по литературе вас устраивает?

Вита Кириченко: Часть С в этом экзамене мне кажется приемлемой. У ЕГЭ сложная судьба. Мы изначально приняли его в штыки и никак не можем от этого чувства освободиться. Несмотря на то, что с тех пор материалы к экзамену основательно "почистили". Я не противник ЕГЭ по русскому языку. Он дал возможность даже не очень продвинутому ученику самому сдать экзамен на положительный балл. Раньше, если ребенок был увлеченным математиком или физиком, а язык ему не давался, мы просто "рисовали" ему оценку. На ЕГЭ он может заработать ее сам.

Тем не менее, что нужно менять в ЕГЭ?

Вита Кириченко: По моим ощущениям, претензии к этому экзамену на 70 процентов необоснованны. Понятно, что ЕГЭ - не идеальная форма проверки знаний, особенно для одаренных детей. Но есть олимпиады, творческие конкурсы. А назвать идеальную форму оценки знаний, которая бы отвечала всем нашим требованиям, сегодня никто и не возьмется.

А сочинение?

Вита Кириченко: В прежнем формате, по моему опыту, сочинения как форма итоговой аттестации не соответствуют замыслу - проверке реальных знаний и умений по литературе и возможности творческого самовыражения ребенка. Каким должен быть формат - вопрос открытый. Если бы у меня была возможность, я бы последнюю часть С в экзамене по русскому языку заменила мини-сочинением по литературе, а тексты к этому заданию делала бы открытыми. Например, все бы знали, что в этом году пишем по Достоевскому. На весь экзамен дала бы 4 часа, совместив таким образом русский и литературу в одном ЕГЭ. Оставила бы даже структуру сочинения, которая предлагается: сформулировать проблему, высказать авторскую позицию, обосновать, почему вы с ней согласны или наоборот. Дополнила бы еще таким пунктом: "Обоснуйте роль данного эпизода в идейно-художественном своеобразии произведения". Этого не спишешь, и без знания произведения с этим заданием не справиться.

Какая основная проблема школы сегодня?

Вита Кириченко: Достойно справиться с количеством нововведений. Реформа идет очень активно и бурно. Школе надо меняться, несмотря на ее консервативность. Она, конечно, будет всегда сопротивляться, из последних сил. В этом есть и плюсы, и минусы. За счет консерватизма школа, может быть, достойно переживает некоторые неоднозначные с точки зрения результата изменения. Но этот же консерватизм мешает быстро реагировать на происходящее вокруг, может тормозить ее развитие. Есть хорошее выражение: "Мы не достигнем того, чего хотим, если не сумеем быть благодарны тому, что имеем".

Дословно

На конкурсе "Учитель года-2012" министр образования и науки Дмитрий Ливанов пообещал педагогам:

1. Назначать директоров школ будут по-новому.

"Речь не о выборах, а о новой системе назначения директоров, которая включала бы в себя конкурс, альтернативу, представление разными кандидатами своих планов на будущее. Кто будет принимать решение - пока вопрос открытый. Но мнение коллектива школы надо обязательно учитывать".

2. В школу попадут только качественные учебники.

"Издательства, выпускающие учебники, не должны определять содержание школьной программы. А такое случается. Сегодня мы в совершенно неправильной ситуации, когда зачастую редакционная политика издательств определяет содержание обучения. Такого точно быть не должно. Мы будем думать, как сделать так, чтобы в школы попадали учебники гарантированного качества и уровня, чтобы их содержание было следствием стандартов образования, а не наоборот".

3. Учителей ждет новая система аттестации

"Процедура аттестации должна быть серьезно пересмотрена, она не должна сопровождаться сбором огромного количества документов с учителя. Аттестацию должно проводить само профсообщество, ведь кто, кроме учителя, может оценить уровень квалификации коллеги? Нужно снизить объем ненужных формальностей и сделать так, чтобы аттестация была связана с реальным, фактическим качеством работы педагогов и чтобы велась она на современном технологическом уровне. Кроме того, надо дать учителям право и возможность самим выбирать вид и содержание программы повышения квалификации".

Общество Образование ЕГЭ в России Учитель года