В сценарии фильма "Прощай, шпана замоскворецкая" режиссера Александра Панкратова он рассказал о своей юности - как водится, сильно приукрасив воровскую романтику, которой был увлечен всерьез и надолго. На сценарный факультет ВГИКа парень попал прямиком после отсидки в тюрьме за очередной грабеж, и опыт боевой юности потом сказался на его характере - взрывном, неуравновешенном, склонном к крайностям.
Но без всего этого, скорее всего, не было бы его фильмов, многие из которых вошли в советскую киноклассику. Первый успех пришел с картиной Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих": один из первых советских "вестернов" увлекательно рассказывал об отважных чекистах, которые должны были, вопреки козням коварных беляков, отправить голодающим Поволжья отнятое у буржуинов-кровососов золото. А в постсоветской России Володарский написал сценарий многосерийного телефильма "Штрафбат" Николая Досталя - уже о преступлениях коммунистической власти, где рассказал о том, как в годы Великой Отечественной войны комиссары отправляли осужденных на верную смерть, их телами прокладывая путь частям советской армии.
Многие фильмы по сценариям Володарского в годы советской власти испытывали трудности с выходом на экраны: минимальными тиражами вышли "Мой друг Иван Лапшин" Алексея Германа и "Вторая попытка Виктора Крошина" Виктора Шешукова - в этом рассказе о боевом дворовом детстве героя вновь прозвучали автобиографические мотивы. На годы залегла "на полке" "Проверка на дорогах" - одна из лучших картин Алексея Германа. Зато массовыми тиражами выходили, привлекая интерес зрителей, приключенческие фильмы Володарского, полные революционной романтики и часто основанные на реальных биографиях советских деятелей: дипкурьера Теодора Нетте ("Красные дипкурьеры"), Вацлава Воровского ("Убит при исполнении")... Многие сценарии были посвящены деятельности таких персонажей русской истории, как Михайло Ломоносов ("Дым отечества"), Емельян Пугачев, Троцкий, Столыпин и Достоевский в одноименных фильмах. Историю отечества в своем сознании драматург пересматривал не раз, с равной убедительностью воспевая подвиги большевиков-чекистов, их жертв, героев Великой Отечественной войны и чеченской военной кампании ("Марш-бросок"). В телесериале Владимира Фокина "Пятый ангел" Эдуард Володарский создал сильный обобщенный образ распадающихся моральных ценностей в стране "дикого капитализма". В последние годы жизни драматург отдал дань жанру кинофантастики в фильмах "Мы из будущего" Андрея Малюкова и "Обитаемый остров" Федора Бондарчука, много и плодотворно работал в телевизионном кино. Наконец, он сделал отважную попытку вступить в соревнование с популярнейшим американским фильмом "Римские каникулы", написав сценарий российского ремейка "Все могут короли" - и это была одна из его немногих, но тоже принципиальных и знаковых неудач.
Эдуард Володарский оставил в истории двух кинематографов - советского и российского - след яркий, в нем отпечатки кричащих противоречий и непримиримых идейных споров на сломе двух драматичнейших эпох нашей страны. Его фильмы, от классических до проходных, именно этим будут интересны потомкам.