Новости

10.10.2012 00:40
Рубрика: Экономика

Окрыленные легионеры

В России намерены "открыть" небо для иностранных пилотов
Минтранс подготовил законопроект, который позволит авиакомпаниям принимать на работу пилотов без российского гражданства. На следующей неделе он будет вывешен на обсуждение на сайт ведомства, пообещал вчера замминистра транспорта Валерий Окулов.

Предлагается внести поправки в Воздушный кодекс и Закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", пояснили "РГ" в министерстве. Пока в Воздушном кодексе говорится, что в состав экипажа гражданской авиации могут входить только граждане России. Включение иностранца допускается только для обучения. Но иностранный гражданин не может занимать кресло командира. Теперь же эту норму предлагают исключить, чтобы решить проблему дефицита пилотов. Но отношение к этому у экспертов неоднозначно. Нет единого мнения и у авиавластей. Сейчас идет закупка новых тренажеров, ремонт училищ. Если открыть рынок для иностранных пилотов, то через 4-5 лет встанет вопрос трудоустройства курсантов, прогнозирует президент Профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук. Подготовка одного пилота стоит четыре миллиона рублей. Конечно, объемы перевозок растут - более чем на 12 процентов в год. Но и в других странах есть дефицит пилотов, и он в целом составляет около восьми тысяч, констатировал Мирослав Бойчук. В 90-е годы, когда в России из-за спада объема перевозок возник избыток пилотов, их приняли в Южной Америке и Южной Азии. Когда у нас объемы перевозок пошли в рост, дефицит начали восполнять, приглашая за штурвал летчиков военно-транспортной авиации. Их сегодня много в региональных авиакомпаниях, констатировал вице-президент партнерства "Безопасность полетов" Рафаил Аптуков.

Вопрос дефицита кадров - задача с двумя неизвестными, отметил он. Надо его тщательно изучать, прежде чем принимать поправки в закон, настаивает и Мирослав Бойчук. По его мнению, лучшие летчики из иностранных авиакомпаний вряд ли поедут в Россию. И здесь встает вопрос безопасности полетов. Например, Казахстан из-за дефицита пилотов открыл свое небо для иностранных пилотов, что привело казахские авиакомпании в "черный список" по безопасности полетов, напомнил Мирослав Бойчук.

Еще одна важная деталь. В России принято мерить все метрами, а не футами. Скорость километрами, а не милями, а также ориентироваться не от уровня моря, а от уровня аэродрома при посадке. Получается, что, для того чтобы открыть наш рынок пилотов, нужно сначала перейти на существующие за границей стандарты и говорить в эфире только на английском языке, считает Рафаил Аптуков. В противном случае, иностранным летчикам придется переучиваться.

Но пока представители отечественных авиакомпаний говорят о том, что намерены привлекать пилотов, которые заканчивали советские летные училища и волею случая оказались в странах СНГ. У них, возможно, еще сохранились действительные в России свидетельства летной годности. Выданные в других странах "права" просто не признаются у нас, предупредил Рафаил Аптуков. Получается, чтобы сесть за штурвал, иностранным пилотам нужно будет пройти аттестацию по нашим требованиям, подтвердить свои практические навыки в авиационных центрах. А если потребуется и пройти переобучение, отмечают эксперты. А все это требует времени и финансовых затрат. Конечно меньше, чем обучение новых пилотов, но и не так уж мало.

Экономика Транспорт Авиатранспорт Правительство Минтранс Финансовые проблемы авиаперевозчиков