10.10.2012 23:07
    Поделиться

    Гран-при фестиваля "Россия" досталось режиссеру Виктору Косаковскому

    Фестиваль "Россия", который прошел в Екатеринбурге в двадцать третий раз, является главным форумом документального кино на постсоветском пространстве. Из 300 фильмов, созданных в России и в странах Ближнего зарубежья в 2011 году, на фестивале было показано 29. Фестиваль был и остается творческой лабораторией, на которой осуществляется детальный анализ тенденций и развития неигрового кино, его поисков в области киноязыка. В этом году фестиваль расширил свою географию. Фильмы демонстрировались не только в Екатеринбурге, но и в Нижнем Тагиле.

    - Фестиваль "Россия", - по мнению президента гильдии киноведов и кинокритиков России, председателя отборочной комиссии фестиваля Андрея Шемякина, - дает возможность объективно отследить потенциальные тенденции документального кино. Фестиваль родился в конце восьмидесятых, был придуман конкретными людьми и связан с великим кинематографом, который смотрели все. Залы были полные. Сейчас у фестиваля задача открывать новые имена. На нем не только подводятся итоги, но определяются приоритеты. Фильмы-победители "России" будут выдвигаться на "Нику", "Золотого орла". На фестивале "Россия" действует принцип планки. Фильмы должны соответствовать высокому художественному уровню. Сегодня происходит эскалация протестного кино. И мы делаем все необходимое, чтобы в этом не потерять искусство.

    Гран-при фестиваля получил фильм Виктора Косаковского "Да здравствуют антиподы!" Этот фильм открывал Венецианский кинофестиваль. В фильме Виктор Косаковский отправляется в необычное кругосветное путешествие: он посетил те немногие места, которые находятся на земле в точности одно против другого. История развивается в Аргентине и Китае, Чили и России, Гавайях и Ботсване, Новой Зеландии и Испании. Здесь и живущий в уединении рыбак из аргентинской деревеньки, и торговка рыбой на шумной улице Шанхая, смотритель маяка на мысе Горн в Чили, и морской офицер на озере Байкал…Фильм появился в Екатеринбурге чудом. Режиссеру пришлось выбирать между двумя фестивалями - "Россией" и международным "DocFest", который в эти же дни проходил в Мюнхене. К тому же Косаковский, создавая этот фильм, вынужден взять в свои руки кинокамеру, так как оператор. Павел Костомаров, к которому он обратился с предложением снять его фильм, работал в это время над документальным фильмом об Алексее Германе - "Плэйбэк", который тоже был показан на фестивале "Россия". "Плэйбэк" швейцарского режиссера А. Каттина - рассказ о продолжающейся уже более десяти лет работе Алексея Германа над фильмом "История Арканарской резни" по роману братьев Стругацких. Каттина смог проникнуть на съемочную площадку Германа и рассказать, как творит мастер.

    Фильм члена Европейской академии Виктора Аслюка "Деревянный народ", снятый на "Беларусьфильме", отмечен как лучший короткометражный фильм. "Деревянный народ" - это тридцатиминутная документальная лента о народном белорусском мастере Николае Тарасюке, живущем на окраине Беловежской пущи. Николай Тарасюк вырезал из дерева и разместил у себя во дворе копию деревни Стойлы, что находилась в Брестской области, где уже давно кроме мастера никто не живет. Но в деревянной деревушке по-прежнему ткут, собирают урожай, женятся, хоронят, ходят в церковь деревянные люди - двойники тех, кого знал Николай Тарасюк.

    Открытием фестиваля стал фильм "Женщина эпохи танго" Павла Мирзоева о Веронике Полонской, возлюбленной Владимира Маяковского. В основу фильма легли интервью с Полонской, снятые сценаристом Эльгой Лындиной и режиссером Валерием Рубинчиком, но вскоре после съемок Валерий Рубинчик умер, а интервью пропали. В чулане в ящике из-под продуктов и были найдены драгоценные кадры и представлены в Екатеринбурге.

    Больше всего наград - целых четыре приза - взяла картина екатеринбургского режиссера Андрея Титова "Чрезвычайные будни" о враче Центра медицины катастроф. Андрею Титову достались и дополнительно учрежденный диплом жюри, и приз зрительских симпатий.

    Жюри фестиваля - заслуженный артист России Сергей Пуспекалис, заслуженный артист России и Беларуси Владимир Гостюхин, проректор Уральского федерального университета Дмитрий Бугров, киновед Галина Прожиго, кинорежиссер Иван Твердовский составили список фильмов, которые рекомендовали посмотреть чиновникам, чтобы лучше понимать свой народ. Эти фильмы не только объективны, но и созидательны ("Трезвитесь", "Наказание без преступления", "Широкие объятия"). Неслучайно в этом году на фестивале появилась новая номинация "За возвращение на экран положительного героя".

    - Основа документального кино - факт, - сказал на закрытии кинофорума председатель жюри Сергей Пускепалис.- И счастье, когда факт превращается в метафору, гражданское послание.

    Призы XXIII Открытого фестиваля документального кино "Россия"

    • Главный приз - "Да здравствуют антиподы!", режиссер Виктор Косаковский
    • Приз за лучший полнометражный фильм  - "Валенки",  режиссер Елена Ласкари
    • Приз за лучший короткометражный фильм - "Деревянный народ",  режиссер Виктор Аслюк
    • Приз за операторское мастерство - операторам Екатерине Дубровской, Владимиру Корзинкину, Светлане Быченко за фильм "Кукушкин сад"
    • Приз за лучший дебют - режиссеру Светлане Сигалаевой за фильм "The road to hell"
    Поделиться