О чем фильм?
Оппозиционеры, как полагают авторы фильма, готовят захват власти в России на деньги из-за рубежа. Эти выводы делаются на основе кадров, снятых скрытой камерой, записей телефонных разговоров, выступлений лидеров протестного движения. В фильме называются и спонсоры этой "революции мирными методами" (один из них - экс-президент Банка Москвы Андрей Бородин, который, по утверждению авторов, готов выделить на поддержку российской оппозиции $50 млн и еще $150 собрать у друзей-олигархов), и ее координатор. Эта роль, судя по фильму, принадлежит главе парламентского комитета Грузии по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе, имеющему опыт подготовки "цветных революций". А в качестве одного из главных исполнителей по организации активных протестных действий оппозиции в фильме выступает лидер "Левого фронта" Сергей Удальцов.
Первая реакция "единороссов" на "Анатомию протеста-2" появилась спустя пару часов после демонстрации фильма. Руководитель фракции "Единая Россия" вице-спикер Госдумы Андрей Воробьев потребовал "разобраться в показанных фактах, дать им оценку с точки зрения и Уголовного кодекса, и интересов госбезопасности". По словам Воробьева, это долг и компетентных органов, и законодателей, "которых избиратели наделили ответственностью за судьбу страны".
"В любой стране подобное журналистское расследование стало бы поводом для отставки политика, отправило его в политический нокдаун. Впрочем, наших уличных оппозиционеров отправлять некуда - их репутация и так более чем сомнительна. Хотя это тот случай, когда сомнительная репутация становится хорошим источником доходов, поступающих от не менее "темных лошадок" из-за рубежа", - цитирует пресс-служба ЕР Воробьева, который считает, что игнорировать вынашиваемые несистемной оппозицией планы нельзя, поскольку "речь идет о подстрекательстве к насилию".
"Мы склонны верить фактам, упомянутым в фильме. Эта вера основана на нашем собственном предположении о существовании прямой связи "новых русских революционеров" с зарубежными центрами, особенно в Грузии, странах Балтии, США и др.", - говорится в заявлении, опубликованном на сайте фракции ЛДПР.
Изложенные в фильме факты встревожили и российских сенаторов. Первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин вспомнил, как сталкивался с Таргамадзе на Украине, где на выборах работал наблюдателем от межпарламентской ассамблеи. "Я отлично знаю, что Таргамадзе нанял два чартера, чтобы привезти в Донецк так называемых "наблюдателей", чтобы устроить там провокацию, и лишь ценой огромных усилий удалось ее предотвратить", - утверждает Торшин. Он поставил вопрос правоохранительным органам - почему не предпринимали мер, чтобы предотвратить факты, ставшие предметом журналистского расследования.
Что дальше?
Реакция Следственного комитета РФ на показ фильма появилась уже на следующий день. Из заявления представителя СКР Владимира Маркина стало известно, что проверять факты будет Главное следственное управление ведомства. Основное, на что обратят внимание, - факты организации массовых беспорядков в России. А по результатам проверки следователем будет принято процессуальное решение. Так звучит стандартная формулировка.
Корреспондент "РГ" расспросил сотрудников Следственного комитета, как будет выглядеть процедура проверки. Сначала у НТВ попросили передать им фильм. Потом СКР запросил оригиналы съемок. Потом будет назначено то, что на языке специалистов называется экспертными исследованиями. Их будет несколько. Первый вопрос, который поставят перед экспертами, - подлинность пленки. Не было ли подтасовки, монтажа, склейки. Ведь не секрет, что с помощью компьютера можно подделать и голоса, и движения, да и сюжет перевернуть с ног на голову. Своих таких "спецов по кино" у СКР нет. Потому экспертные исследования поручат сторонней организации.
Главный вопрос для экспертизы - подлинность показанных в эфире кадров. Если выяснится, что кадры настоящие и никто ничего не монтировал, то материалы будут анализировать на наличие признаков преступления по 212-й статье УК - организация массовых беспорядков. Но этого может оказаться маловато. По большому счету, в фильме речь о более серьезном преступлении - свержении государственного строя.
Напомним, что в "Анатомии протеста-2" говорится о захвате власти в городе Калининграде. Это явствует из переговоров Удальцова с Таргамадзе, и тот советует: "Если попытаться целиком просто взять власть в Калининграде. Вот моя идеалистическая идея - это сделать совсем в противоположных частях одновременно, во Владивостоке и Калининграде".
Помимо этого Таргамадзе намекает на некую "хорошую провокацию", которую можно провернуть с помощью его "хороших контактов с чеченами". Расследованием подобных преступлений занимается не Следственный комитет, а ФСБ. Лубянка может расследовать это преступление самостоятельно, а может передать его в СКР.
Но и это не все. Разговор Удальцова и Таргамадзе подпадает и под другую статью УК - "Организация деятельности экстремистской организации". Серьезная статья. А еще есть 278-я статья - насильственный захват или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ. Это до 20 лет.
Если экспертиза скажет, что пленка настоящая, то какой следующий шаг проверяющих? В СКР говорят, что в этом случае они по закону должны пригласить и опросить всех участников фильма и задать им вопросы. Когда это будет? Точно - не завтра. На экспертизу фильма, как говорят эксперты, может уйти минимум месяц.