Марианна Акиндиновна, насколько полно сегодня гарантированы гражданам Беларуси в России и наоборот равные социальные права?
Марианна Щеткина: Равенство прав граждан Союзного государства на социальное обеспечение установлено Договором между Российской Федерацией и Беларусью о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года и принятым в его развитие Договором о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года. Договор 2006 года касается лиц, проживающих на территориях России и Беларуси и являющихся их гражданами, а также определенного законодательством круга членов их семей. Этот договор регулирует отношения, связанные с пенсионным обеспечением, уплатой взносов на государственное соцстрахование, предоставлением пособий по временной нетрудоспособности, по безработице, семейных пособий, возмещением вреда в связи с несчастными случаями на производстве...
В свое время Беларусь выступила инициатором заключения данного договора. Это было необходимо для урегулирования проблемы пенсионного обеспечения уже состоявшихся пенсионеров - граждан нашей страны, переселившихся из Беларуси на постоянное жительство в Россию,- когда они, прибыв на место жительства, длительное время не могли получать пенсию. Следует отметить, что с момента вступления договора в силу эта проблема решена: сторонами обеспечена непрерывность выплаты пенсий в случаях миграции пенсионеров в пределах Союзного государства.
В первой половине нынешнего года совместно с российскими коллегами нам удалось урегулировать проблему реализации пенсионных прав гражданами нашей страны, осуществлявшими в статусе временно пребывающих трудовую деятельность на территории Российской Федерации до 1 января 2012 года. Периоды работы этих лиц на территории России с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд России будут учитываться российской стороной при установлении им пенсий в соответствии с договором.
Еще одним из основных международных документов в социальной сфере является Соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания. Соглашение регулирует порядок расследования несчастных случаев на производстве, если вдруг такие произойдут с гражданами Беларуси и России, временно находящимися на территории другой стороны в командировке.
Каковы сейчас миграционные тенденции? Есть ли статистика выехавших белорусов на заработки в Россию и приехавших оттуда работать в Беларусь?
Марианна Щеткина: В соответствии с Договором между Россией и Беларусью об обеспечении равных прав граждан Союзного государства и белорусы, и россияне имеют право на свободное перемещение и трудоустройство в каждом из государств. Это очень важное решение, поскольку таким образом граждане обоих государств освобождены от обязанности заполнения миграционной карты при въезде на территорию Союзного государства и взаимно исключены из перечня иностранных граждан России и Беларуси.
Начиная с 2009 года в Беларуси число въезжающих трудящихся-мигрантов на основе подписанных договоров и контрактов превышает число выезжающих. Так, в 2011 году количество въехавших на такой основе в нашу страну трудящихся-мигрантов составило 8434 человека, выехавших - 5522 человека. В первом полугодии нынешнего года - соответственно: въехали - 3737 человек, выехали - 3500 человек.
С 1 января вступило в силу Соглашение между Россией и Беларусью об обязательном социальном страховании трудящихся-мигрантов из стран, образовавших Союзное государство, если с ними заключены договора или контракты на срок более 6 месяцев. Принятое соглашение является еще одним важным шагом для должной социальной защиты наших граждан.
Обязательное социальное страхование позволяет оплачивать больничные листы, медицинское страхование, выплачивать компенсации в случае производственного травматизма, учитывать трудовой стаж и полученные за границей заработки при оформлении пенсионных выплат.
Насколько отличается уровень оплаты труда в России и Беларуси?
Марианна Щеткина: Немаловажным фактором трудовой миграции является уровень доходов населения, в том числе заработной платы работников. Если говорить о статистических данных, то в Российской Федерации уровень заработной платы на сегодняшний день выше, чем в Беларуси. Например, за август 2012 года среднемесячная заработная плата по России выше в 1,7 раза. Но давайте будем объективными.
Во-первых, это усредненный показатель в целом по стране. Если же его рассматривать в региональном разрезе или по видам экономической деятельности, то картина может быть иной. Кроме того, следует учитывать и дифференциацию оплаты труда. Так, по видам экономической деятельности за январь-июль 2012 года она составила в Беларуси 4,1 раза, в Российской Федерации - 5,1 раза.
Во-вторых, международные сопоставления по заработной плате и другим доходам населения проводятся не только по абсолютным денежным величинам, но и с учетом паритетов покупательной способности. Что касается покупательной способности в целом доходов населения, то в Беларуси она поддерживается за счет более низких по сравнению с соседними государствами тарифов на жилищно-коммунальные и транспортные услуги, бесплатного медицинского обеспечения и социального обслуживания нуждающихся в этом граждан, а также с помощью развития форм адресной социальной помощи, предоставляемой населению с низкими доходами.
В последнее время, если судить по почте "СОЮЗа", граждане Беларуси, работавшие некогда в России, стремятся перейти на российскую пенсию. Некоторые даже ради этого готовы изменить гражданство. Это, видимо, говорит о разных уровнях пенсионного обеспечения?
Марианна Щеткина: Здесь позвольте с вами не согласиться. Во-первых, нельзя утверждать, что в каждом случае гражданину целесообразнее получать российскую пенсию. Все индивидуально, поскольку размер трудовой пенсии зависит от продолжительности стажа работы и размера заработной платы, а в России - еще и от объема уплаченных страховых взносов за периоды работы после 2002 года. Сегодня в Беларуси выплачиваются 11 327 российских пенсий. Размеры этих пенсий разные: среди них имеются и менее одного миллиона белорусских рублей.
Если говорить об уровне пенсионных выплат, то необходимо учитывать, что в любой стране он зависит в первую очередь от возможностей национальной экономики, от действующей пенсионной системы. У пенсионной системы России своя специфика. Что касается Беларуси, то в стране поддержание уровня доходов пенсионеров обеспечивается стабильным функционированием национальной пенсионной системы и соотношением пенсионных выплат относительно доходов работников на уровне 40 процентов заработка. Этот критерий выдерживается далеко не всеми пенсионными системами.
В Союзном государстве, принимая во внимание тенденции развития демографической ситуации, важно, чтобы пенсионные системы и Беларуси, и России адаптировались к изменяющимся условиям согласованно.
Что касается миграции пенсионеров между нашими государствами, то этот процесс происходил всегда и связан преимущественно с проявлением социальной "солидарности" поколений, стремлением к воссоединению семей, проживающих в соседних государствах. Это естественно, когда родители едут к детям и, наоборот. Так что переезды пожилых граждан к родственникам - явление абсолютно нормальное и наблюдается повсеместно.
Сегодня с уверенностью можно говорить о том, что Союзным государством заложен прочный "социальный фундамент", обеспечивающий равные права белорусов в России и россиян в Беларуси в передвижении, в выборе места пребывания и жительства, трудоустройстве, пенсионном обеспечении, в получении образования, медицинской помощи. Мы должны ценить достигнутые результаты. Имеющиеся у граждан обоих государств возможности уникальны, таких тесных контактов ни у Беларуси, ни у России с другими государствами нет.
В интересах и России, и Беларуси модернизировать социальную сферу адекватно требованиям времени. Причем делать это максимально согласованно. Мы нацелены на продолжение активной совместной работы по формированию единого социального пространства, которое обеспечило бы достойное качество жизни россиянам и белорусам.