Зачем вообще потребовался новый виток реформирования? Разработчики "Дорожной карты", отмечая многие достигнутые успехи, констатируют, что ни переаттестация, ни создание новой законодательной базы не привели в полной мере к результатам, ожидаемым гражданским обществом. Нарушения законности, дисциплины в органах внутренних дел продолжают иметь место. Кстати, и толчком к реформированию, последней каплей послужил расстрел людей в московском магазине обезумевшим майором милиции Евсюковым. А закончился первый этап пытками в казанском ОВД "Дальний".
Аттестация, в ходе которой было уволено весьма значительное количество сотрудников, отмечают авторы "карты", сама по себе не могла решить задачу принципиального обновления и повышения профессионализма кадрового ядра. На службу в полицию были переведены те же сотрудники милиции с их положительными и отрицательными качествами. Кстати, поэтому от новых масштабных переаттестаций рекомендовано отказаться. Надо проводить только плановые аттестации и использовать метод выборочных аттестаций отдельных подразделений, служб и сотрудников.
По словам ответственного секретаря Расширенной рабочей группы Владимира Овчинского, в "Дорожной карте" выделено пять приоритетных направлений дальнейшего реформирования МВД России.
Первое направление - кадры и повышение их профессионализма. В первую очередь надо искоренить системную коррупцию, которая напрямую связана с интеграцией в организованную преступность.
Второе направление - доверие общества. Здесь речь идет о расширении полномочий общественных советов при подразделениях МВД России, формировании экспертных советов, внедрении практики консультаций подразделений полиции с местной общественностью и населением по наболевшим вопросам.
Одно из самых важных - третье направление документа, в котором обсуждается оптимизация структуры МВД. Как утверждают создатели "Дорожной карты", структурно-организационные изменения предусматриваются только там, где они необходимы. В ходе первого этапа реформы была сокращена численность низовых подразделений полиции и увеличились органы внутренних дел муниципальных образований. Это негативно отразилось на доступности полицейской помощи - затруднена процедура подачи заявлений в сельской местности и маленьких населенных пунктах, снижена быстрота реагирования на сообщения о преступлениях.
Необходимо оптимизировать работу по раскрытию преступлений прошлых лет. На 1 января 2011 года общая численность нераскрытых убийств, по которым срок давности не истек, превысила 90 тысяч, изнасилований - 20,5 тысячи, а умышленных причинений тяжкого вреда здоровью - 200 тысяч.
Предлагается оптимизировать работу по розыску пропавших без вести, особенно детей. За последние 10 лет результативность такого розыска снизилась на 11 процентов. В прошлом году не найдено 50 тысяч человек. Каждый пятый - несовершеннолетний. Целесообразно при Главном управлении уголовного розыска МВД России, управлений в республиках и регионах создать центры по поиску пропавших детей.
Четвертый пункт "Дорожной карты" - доступность правоохранительной помощи. Здесь особое внимание уделено приему, регистрации, учету заявлений и сообщений о преступлениях. Невзирая на объявленную войну пресловутой "палочной" системе, проблема остается достаточно острой. Судите сами: в прошлом году из поданных 24 миллионах заявлений граждан о преступлениях зарегистрировано чуть больше миллиона. В этом году из 15 миллионов заявлений зарегистроровано1,3 миллиона. И при этом - постоянные бравурные отчеты о ежегодном снижении преступности в России. Если им верить, то у нас зарегистрировано краж меньше, чем в Норвегии или Германии. В то же время есть информация, что на 67 процентов увеличилось количество вымогательств с помощью оружия и на 40 процентов - количество заказных убийств.
И последний, пятый пункт документа обозначен как "адекватный ответ новым вызовам и угрозам". Речь идет о способах борьбы с организованной преступностью и терроризмом, создании государственной концепции борьбы с преступлениями против личности.