Московской надбавки лишат не работавших в столице пенсионеров

Правительство Москвы хочет сделать соцпомощь более адресной. Что это означает, рассказал на "Деловом завтраке" в "РГ" заммэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников

Адресная помощь подразумевает и какие-то критерии "нуждаемости". Есть ли они?

Леонид Печатников: Разработкой таких критериев сейчас занимается один из институтов. Пока могу оперировать только примерами. Был в свое время принят законодательный акт: чтобы встать в очередь на получение квартиры, надо десять лет прожить в Москве. Посмотрели, а что за люди обращаются за квартирой? Очень любопытные открываются вещи. Например, выясняется, что у обратившегося есть в Московской области двухэтажный хороший особняк. Там, правда, никто не прописан, но собственность его. А еще есть дача в Крыму. И этот человек обращается в московское правительство за социальной, то есть бесплатной квартирой. Он говорит: "Я - очередник, 10 лет прожил в Москве, я отвечаю всем требованиям"...

У нас заявки на самые разные пособия. Начинаем проверять и оказывается, что эти люди нигде не работают, нигде налогов не платят. Однако позволяют себе купить хороший автомобиль, хорошую квартиру. И при этом почему-то претендуют еще на пособие. Не буду скрывать: тщательнейшим образом будем анализировать каждое обращение.

Правда ли, что с нового года не все москвичи получат надбавку к пенсии? Кого это коснется?

Леонид Печатников:  Нужно сразу сказать: федеральная пенсия, федеральная льгота неприкосновенны. Мы ведем речь только о региональных доплатах, московских доплатах, которые производятся из московского бюджета. Это не Пенсионный фонд, это не Фонд социального страхования, это бюджет Москвы. Иными словами, мы, работая в Москве и платя налоги в Москве, участвуем в формировании некоего фонда, из которого затем выделяются деньги, в том числе и на эти московские надбавки.

Если человек никогда в Москве не жил и не работал, не заплатил ни одной копейки в московский бюджет, может ли он претендовать на московскую надбавку? Мой ответ: не может. Так называемая московская надбавка к пенсии с января 2013 года будет выплачиваться неработающим пенсионерам, которые не менее 10 лет работали в Москве и платили налоги в Москве. Сэкономленные средства мы направим на те же надбавки к пенсии. Есть некий минимум: пенсию меньше 12 тысяч рублей ни один не работающий пенсионер не получает. Московская надбавка - 4,5 тысячи рублей. У кого-то больше, у кого-то меньше. Пусть надбавка будет 6 тысяч. Пусть нижняя планка будет не 12 тысяч рублей, а 15 тысяч. Говорю это не потому, что я отношусь к немосквичам хуже, чем к москвичам. Просто это справедливо.

Вот ситуация: сын-москвич привез к себе из Узбекистана отца, который в 1941 году защищал столицу. Ему московская надбавка не положена, поскольку он десять лет не жил здесь. Но он же защищал Москву! Как быть?

Леонид Печатников: У любого правила бывают исключения. Для ветеранов войны, участников войны, для Героев Советского Союза и России мы делаем исключения всегда.

В Москве идет переход на массовое производство социального питания и его поставку с одного завода в разные учреждения. Зачем?

Леонид Печатников:  Не дай вам бог побывать в пищеблоках многих больниц и детских садов. Да, кому-то повезло: там хороший повар, хорошие котлы, повар руки моет перед тем, как начинает готовить. А где-то повар и этого не делает. Как проконтролировать? Как проконтролировать качество приготовления пищи, уж не говорю о пригодности продуктов, о необходимых витаминах... Сейчас даже у СЭС эти полномочия забрали. Поэтому переход на так называемое бортовое питание, когда в больнице, в детском саду, в школе есть только устройство для разогрева пищи, которую привезли с одного промышленного объекта, где она произведена под контролем СЭС, под контролем всех необходимых служб, - безусловно, и правильнее, и безопаснее.

Объясните, зачем нужно объединять женские консультации с роддомами? - спрашивает читательница Ольга Сиротина.

Леонид Печатников: : Теперь главврач роддома отвечает за роженицу, начиная с ее первого обращения в женскую консультацию и заканчивая первыми днями патронажа над младенцем. Нет больше стены, которая отгораживала женскую консультацию: до этого срока вы у меня, а теперь идите куда-нибудь. Сегодня женская консультация, как она и задумывалась когда-то, становится амбулаторным подразделением роддома.

Допустим, есть ультразвуковой аппарат экспертного класса. Он стоит дорого. Но именно такой аппарат может обнаружить порок развития плода на раннем этапе эмбрионального развития. Есть несколько ультразвуковых тестов, которые позволяют это сделать. На том ультразвуке, который сегодня стоит в женской консультации, можно только что-то заподозрить. А экспертный ультразвук она сделает в роддоме, т.е. в стационарной части своего же учреждения. И ответственность за это будет нести один человек - главврач объединения.

Цифра

12 тыс. рублей - меньшую пенсию в столице не получает ни один неработающий пенсионер