Татьяна Боровик: Ребенку важно придерживаться режима питания

В середине сентября в Москве прошел Первый Межгосударственный форум стран СНГ "Здоровье населения - основа процветания стран Содружества". Обменяться опытом по вопросам коррекции национальных стратегий в области охраны здоровья приехали ведущие специалисты из всех стран Содружества, в том числе из Беларуси.

Интерес к этой теме объясним: известно, что здоровье человека на 50% зависит от его образа жизни. Как сохранить здоровье нации? Как воспитать культуру здоровья? Все эксперты сошлись в одном: все начинается с детского возраста. И огромная роль в формировании здорового образа жизни отводится питанию. Увы, обычная история: пришел в первый класс без очков, аттестат об образовании разглядывал через линзы. До школы ведать не ведал, что такое изжога, а к окончанию курса узнал даже, что такое гастроскопия.

Сегодня в России каждый второй подросток страдает теми или иными болезнями пищеварения. Резонно возникает вопрос: чем же кормить, скажем, первоклассника, чтобы он прошел школу без таких существенных потерь? Ответить на него и на другие наши вопросы мы попросили руководителя отдела питания здорового и больного ребенка "Научного центра здоровья детей" РАМН доктора медицинских наук профессора Татьяну Боровик.

Татьяна Боровик: Начну издалека. Школьный период характеризуется интенсивностью обменных процессов, высокой скоростью роста, увеличением массы тела, дальнейшим формированием различных органов и систем - легочной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, иммунной. И на этом фоне высокое умственное напряжение в процессе освоения сложных программ. Особенно страдают те, кто учится в специализированных школах, гимназиях и колледжах. Те, кто интенсивно занимается математикой, физикой или иностранными языками.

Первый год обучения - особенно ответственный период в жизни ребенка. Изменяется не только его привычный образ жизни, но и характер питания. Это уже само по себе сопровождается стрессом, приводящим к нарушению аппетита. Повышается риск развития различных заболеваний (инфекционных, алиментарно-зависимых и, конечно, органов пищеварения). Вот сейчас наступает то время года, когда активно заявляют о себе ОРЗ, грипп. Да, это обычные сезонные заболевания. И мы привыкли, более того смирились с тем, что прежде всего от них страдают люди пожилые и... дети. Причем старшеклассники заметно меньше, чем первоклассники. Потому как старшеклассники более или менее адаптировались к таким напастям, а малышня нет.

И фактор питания тут играет свою роль...

Татьяна Боровик: Безусловно. Обязательно надо обеспечить ребенка, особенно первоклассника, необходимым количеством энергии, белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов в оптимальных соотношениях. Его питание должно быть построено таким образом, чтобы удовлетворить эти высокие потребности и обеспечить плавный переход от привычного домашнего рациона или питания в детском саду к школьному периоду.

Ждем ваших советов.

Татьяна Боровик: В рационе школьника-первоклассника должны обязательно присутствовать: молоко, кефир, творог, простокваша, йогурт, овсяные хлопья, рис, ядрица, растительное и сливочное масла, сыр, хлеб, рыба, мясо, яйца, яблоки, лимоны, морковь, капуста, картофель, огурцы, кабачки...

Установлено, что школьники, не потребляющие среди учебного дня горячую пищу, быстрее утомляются, чаще жалуются на головные боли и боли в желудке, плохое настроение и пониженную работоспособность

Целый список...

Татьяна Боровик: Рацион должен быть разнообразным. Но при этом следует отказаться от вредной, в том числе соленой, пищи: чипсам, хрустящему картофелю, соленому арахису, сухарикам не место в меню детей. Важно помнить, что напитки с колой содержат кофеин, который нарушает работу нервной и сердечно-сосудистой систем. А избыточное потребление любых газированных и сладких напитков, в том числе соков, может способствовать развитию избыточной массы тела, ожирения, кариеса, функциональных нарушений пищеварения.

Многие ребятишки с трудом встают, и никак не хотят завтракать в семь утра. Нужно ли заставлять? Или можно школьнику потом перекусить в школе?

Татьяна Боровик: Ребенку, в том числе школьного возраста, важно придерживаться режима питания. Оптимально 4-5-разовый прием пищи, через 4 часа. Не надо чаще! Это приводит к снижению аппетита. Не надо реже! Это приводит к большим объемам пищи и растяжению желудка.

Вот примерный режим питания школьника

Завтрак дома 7.30-8.00

Горячий завтрак в школе 11.00-11.30

Обед (дома или в школе) 14.30-15.00

Полдник 16.30-17.00

Ужин 19.00-19.30

В первую половину дня ребенок усиленно расходует энергию, поэтому завтрак перед выходом в школу необходим. Питательные вещества, которые он получит, нужны для активизации работы головного мозга и органов пищеварения. Школьный завтрак не заменяет домашний, а лишь дополняет его.

Завтрак должен включать горячее блюдо - крупяное, творожное, яичное или мясное. Он должен быть достаточно питательным, но не чрезмерно обильным. На завтрак лучше всего съедать кашу, а для большей ее питательности и разнообразия вкуса можно, по желанию, добавить фрукты, ягоды, изюм, варенье, орехи, сухофрукты, сливочное масло. Для ослабленных детей при пониженном аппетите к каше можно добавить отварную рыбу, сыр, творог, яйцо. В качестве напитка лучше использовать некрепкий чай или какао.

Существует большой выбор сухих завтраков промышленного производства, обогащенных биологически активными компонентами - витаминами и минеральными веществами.

Татьяна Боровик: Они вполне приемлемы, но не для замены того рациона, о котором я сказала.

Не во всех школах есть горячее питание. Не все дети любят есть супы. Нужно ли есть горячее в школе на обед и зачем?

Татьяна Боровик: Обед ученика обязательно должен включать горячие блюда: различные супы (овощные, крупяные, картофельные) и мясные или рыбные блюда с гарниром. Установлено, что школьники, не потребляющие среди учебного дня горячую пищу, быстрее утомляются, чаще жалуются на головные боли и боли в желудке, плохое настроение и пониженную работоспособность. Кроме того, холодная пища быстрее эвакуируется из желудка и раньше возникает чувство голода. Потому очень важно, чтобы в школах горячее питание присутствовало. Тут многое зависит не только от руководства школы, но и от родительских комитетов. При желании они могут избавить детей от сухомятки, от всевозможных "перекусов".

А как быть с ужином? Может, ошибаюсь, но в некоторых странах детей им не потчуют?

Татьяна Боровик: Вы же заметили, что в предложенном режиме питания ужин присутствует. Он - важная составляющая рационального питания. Поскольку в школьном возрасте продолжается активный рост ребенка, необходимо поступление пластического материала и в вечерние часы. Кроме того, оставшись без ужина, ребенок испытывает чувство голода. Сигнал об этом поступает в мозг, что приводит к нарушению обмена веществ: организм начинает запасать жир впрок, что может способствовать развитию ожирения. При этом страдает и пищеварительная система.

Большинство педиатров и диетологов во всем мире придерживаются мнения о том, что ужин необходим. Австралийские исследователи из Сиднейского университета рекомендуют использовать в вечернее время крупы, овощи, молочные продукты, сыр, рыбу. Ужин из таких продуктов способствует хорошему сну. Кстати, такой набор продуктов на ужин полезен и взрослым. А вот специи и пряности нежелательны, так как они усиливают аппетит и чувство голода, которое может появиться поздним вечером или ночью.