Игорь Холманских: Необходимо повышать социальный статус человека труда

Установить звание Герой Труда, равнозначное по статусу званию Герой России, - с таким предложением выступил полпред президента РФ в Уральском федеральном округе Игорь Холманских.

Игорь Рюрикович, мое ощущение: от этого предложения веет нашим социалистическим прошлым. Вам не кажется, что у нашего времени другие герои?

Игорь Холманских: Это очень плохо, что, как вы говорите, у нашего времени другие герои.

Речь совсем не о том, что награды в России должны компенсировать низкие зарплаты. Они, кстати, далеко не везде низкие. Не только в нефтегазовом секторе, но и в металлургии, на многих машиностроительных предприятиях сейчас платят достойно: 30 тысяч и больше. Но необходимо повышать и социальный статус человека труда. Мы должны добиться, чтобы в реальный сектор экономики шли лучшие, чтобы там было престижно работать.

К сожалению, за последние 15-20 лет в нашем обществе сложилась перевернутая система ценностей. Производительный труд стал считаться уделом неудачников и простаков. Сегодня условный "менеджер" - даже если речь идет о младшем работнике торгового зала, - по умолчанию более уважаем обществом, чем слесарь 5-го разряда. Родители считают необходимым дать своему отпрыску любое высшее образование, лишь бы он не получал рабочую специальность. Эта ситуация неприемлема и для общества, и для экономики.

Потому формирование мотивации к честному и профессиональному труду - это сейчас вопрос национальной безопасности. Об этом мы думали, когда предлагали восстановить звание Герой Труда.

Движение "В защиту человека труда", сопредседателем которого вы стали, возникло в ответ на Болотную площадь. А что способно объединить вас и движение "креативного класса"?

Игорь Холманских: Я говорил и готов повторить: в России есть свобода слова, и я сторонник свободы слова. Люди, придерживающиеся оппозиционных взглядов, выступающие против политического курса руководства страны, имеют право на свою точку зрения и право открыто ее высказывать. Но вот на что они не имеют права и что пробудило в том числе и мою личную политическую активность - так это на то, чтобы говорить от имени всего народа.

Мотивации к честному труду - вопрос национальной безопасности

Да, они собирали на площадях тысячи своих сторонников - молодцы! Но и мы собирали десятки тысяч, в Екатеринбурге, в Москве - повсюду. И мы доказали на митингах и на выборах, что нас - большинство. Мы готовы уважать мнение меньшинства и, повторюсь, готовы уважать право на политический протест. Но мы не можем согласиться с представителями "креативного класса", когда они рассуждают о том, что их мнение более ценно, чем наше.

Сам термин "креативный класс" предполагает, что представители этой прослойки занимают исключительное положение в обществе. Что человек с Болотной площади имеет больше прав на высказывание, чем человек с митинга в Лужниках. Креативный - тот, кто создает что-то новое. Они создают - а инженеры и рабочие на заводах, учителя в школах, мы, все остальные, - нет? Эта претензия на "голубую кровь", на особую роль в обществе, исходящая от "креативного класса", а точнее, от отдельных "властителей дум", нам кажется совершенно неприемлемой.

Есть ли в нашей стране силы, партии, способные защитить трудящихся?

Игорь Холманских: Принято считать, что интересы наемных работников отстаивают профсоюзы. Это верно, но вопросами, которыми занимаются профсоюзы, повестка дня не исчерпывается. В современной российской политической системе практически нет партий, для которых защита интересов человека труда была бы главным приоритетом. Мы считаем своим стратегическим союзником "Единую Россию", потому что эта партия в наибольшей степени разделяет наши взгляды. В то же время, на мой взгляд, совершенно очевидно, что сегодня человек труда недостаточно представлен в российской политике.

В стране есть люди, которые своим трудом создают ее богатство, люди, на которых Россия держится в самом прямом смысле. И именно они объединяются в движение. Именно они должны получить возможность постоянного диалога с властью.

Недавно движение решило пока не преобразовываться в партию, но в то же время участвовать в политическом процессе: выдвигать своих кандидатов на выборах, поддерживать кандидатов других партий.

Игорь Холманских: Сегодня в минюсте лежат документы на регистрацию уже более 200 новых партий. Можем ли мы позволить себе быть одной партией из двух сотен? Или целесообразнее остаться одним из очень немногих мощных общероссийских общественно-политических движений? При том что, повторюсь, у нас есть такой стратегический союзник, как "Единая Россия".

Что же касается поддержки кандидатов - думаю, это тот случай, когда все должно решаться индивидуально. Мы поддерживаем на выборах тех, кто разделяет наши взгляды. Это - главный и единственный критерий.

Отдельный вопрос

Не исключено, что возникнет движение в защиту интеллектуального труда. Будете представлять конструктора, изобретателя на награждение его званием Героя Труда? А бизнесмен достоин такого звания?

Игорь Холманских: Достойны и гениальный конструктор, и изобретатель, и всемирно известный ученый. Насчет бизнесменов - тут сложно говорить о героизме, по крайней мере мне сходу ни один пример на ум не приходит. Но зато приходят на ум имена руководителей производств, директоров заводов, сумевших в сложное время сохранить производственный потенциал, коллективы, обеспечить возможности для развития.