11.10.2012 10:50
    Поделиться

    Эксперт: В конфликте работника с работодателем порой бессилен даже суд

    В региональный филиал государственной инспекции труда нередко поступают жалобы от работников на необъективность и грубость руководителей по отношению к подчиненным. Специалисты в сфере общественной психологии считают наиболее подверженными такому явлению частные фирмы и предприятия, где наниматель ощущает себя хозяином. Традиции советских времен, когда руководитель обязан был выступать в роли наставника и воспитателя, ушли в прошлое, а уровень общей культуры представителей бизнеса остается низким.

    Как рассказал заведующий кафедрой теории и практики управления УрФУ Владимир Лавров, наметилась тенденция к закрытию представительств вузов в малых городах, что приводит к значительному уменьшению там количества студентов, получающих специальность менеджера. В целом же, несмотря на популярность очно-заочного обучения по этому направлению в государственных и коммерческих вузах Cреднего Урала, количество обучающихся далеко еще не перешло в качество.

    Сдерживать административную ретивость законодательно крайне сложно - слишком уж это тонкая материя. Во всяком случае, как признала начальник правового отдела госинспекции труда по Свердловской области Елена Паршакова, в федеральном Трудовом кодексе не прописано ничего подобного.

    - Типичные жалобы, поступающие к нам, - на отсутствие трудового договора в письменной форме, невыплату заработка или окончательного расчета при увольнении, нарушение режима труда и отдыха, - поясняет специалист. - Все эти коллизии составляют базу трудовых отношений, тогда как начальственное притеснение относится к гражданско-правовым отношениям, и пострадавшим от него необходимо отстаивать свои права в суде.

    Но и судебная практика на сей счет скромна, что объясняется сложностью формирования доказательной базы, разъясняют эксперты. Ведь непросто найти свидетелей хамства начальника, если они остаются в его подчинении. К тому же несопоставимы возможности сторон завоевать судейское расположение.

    Более выигрышно в этом плане смотрится крупный бизнес. По словам исполнительного вице-президента Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) Марины Вшивцевой, права и обязанности участников трудовых отношений в этом секторе, как правило, документально фиксируются в многоуровневом формате - от колдоговоров до отраслевых и территориальных трехсторонних соглашений между работниками, работодателями и властью. В том числе и в рамках СОСПП реализуется ряд проектов - жилищных, медицинских, образовательных, также способствующих улучшению морально-психологического климата в трудовых коллективах. Механизм разрешения трудовых споров, которые, понятно, случаются везде, по мнению Вшивцевой, уже неплохо отработан, что помогло снизить социальную напряженность в период экономического кризиса. Надо только, чтобы заработал принятый недавно областной закон о государственно-частном партнерстве, подчеркивает вице-президент объединения промышленников.

    - Гораздо сложнее наладить цивилизованные отношения работодателей и работников в низовой предпринимательской среде, - признает многолетний лидер регионального филиала всероссийского объединения малого и среднего бизнеса Евгений Артюх.

    По его выводам, среда эта очень подвижна и многообразна. Согласно мировой практике, половина "новорожденного" мелкого бизнеса исчезает в первый же год своего существования. В этот сложнейший период главное - остаться на плаву, и тут уж не до сантиментов с работниками. Но и устоявшие предприятия составляют весьма пеструю картину, соответственно, отличается и уровень менеджмента.

    Но, признавая нынешние недостатки корпоративной культуры, специалисты считают их болезнью роста данного сектора экономики. Ведь ее симптомы присутствуют не только у бизнесменов. В подтверждение тот же Евгений Артюх привел пример из практики. Наемный персонал небольшого частного магазина работал с ленцой, зато активно подворовывал. Но, когда собственник торговой точки обратился за помощью к правоохранителям, у него даже заявление не приняли. Мол, сам разбирайся в своем хозяйстве. Пришлось вмешиваться представителям общественной организации бизнеса. Выходит, порой работодатели нуждаются в защите не меньше, чем их работники. Что, разумеется, не отменяет старую истину: кому больше дано, с того больше и спросится.

    Поделиться