Новости

12.10.2012 00:30
Рубрика: В мире

Ночная посадка

Турецкие истребители угрожали сбить сирийский самолет, на борту которого находились россияне
Восемь часов провели в самолете россияне после того, как истребители ВВС Турции посадили в Анкаре летевший из Москвы в Дамаск сирийский пассажирский самолет. МИД России убежден: своими действиями Турция поставила под угрозу жизнь и безопасность людей.

Аэробус А320 c 35 пассажирами, включая 17 россиян, летевших с детьми, вылетел из Внуково в 15.26 по московскому времени. Это был еженедельный чартерный рейс авиакомпании Syrian Air. В пресс-службе аэропорта сообщили, что "отправка борта прошла нормально, никаких инцидентов не было". Однако в воздушном пространстве Турции к самолету приблизились два самолета F-16.

Один из турецких истребителей ( позывные - "Копье") по радиосвязи потребовал от пилотов изменить курс и совершить посадку в аэропорту Эсенбога рядом с Анкарой. Как утверждал глава МИД Турции Ахмет Давутоглы, причиной такого решения стала информация, полученная от разведслужб о том, что на борту лайнера находится военное оборудование.

Руководитель турецкого внешнеполитического ведомства объяснил решение посадить аэробус нормами международного права и обещал продолжить проверки гражданских судов Сирии, пролетающих через турецкое воздушное пространство. Министр транспорта Турции Бинали Йылдырым уточнил, что "средствам гражданской авиации, совершающим регулярные рейсы, запрещено перевозить грузы, имеющие военное назначение". Для перевозки таких грузов необходимо за 10 дней до полета получить от турецкой стороны разрешение".

После посадки самолет поставили в специальный ангар. Обыск продолжался пять часов и проходил в присутствии представителей Национальной разведывательной организации Турции, Управления безопасности, министерства иностранных дел и Генерального штаба. Затем Турция дала разрешение на вылет А-320 в Дамаск. Однако власти объявили об аресте найденного на борту груза. Между российскими и турецкими представителями возник спор относительно того, имеют ли право турецкие службы вскрывать груз. Официальных разъяснений на этот счет пока нет. По версии газеты "Хюрриет", на борту находились шесть больших опечатанных контейнеров. Внутри каждого в свою очередь было по четыре коробки. В сопроводительных бумагах на груз было указано, что это переговорные устройства военного назначения. По данным газеты, в контейнерах перевозились системы создания активных радиопомех, коммуникационное оборудование и запасные части, некоторые из которых могут использоваться при производстве ракет. В Анкаре уверены, что груз предназначался сирийскому режиму. По данным телеканала ТГРТ, якобы обнаружены документы, подтверждающие это.

Пилотов заставляли подписать документы о том, что турецкие военные не участвовали в инциденте

В Москве, в свою очередь, заявили, что никакого оружия на борту самолета быть не могло. Об этом "Интерфаксу" рассказал высокопоставленный представитель одной из структур, занимающихся экспортом вооружений. Он напомнил, что Россия не приостанавливала военно-техническое сотрудничество с Сирией, а значит, если есть необходимость поставить какое-то вооружение, это делалось бы установленным порядком, "а не нелегальным путем, тем более с использованием гражданского борта".

Инцидент прокомментировал и официальный представитель российского МИД Александр Лукашевич. Он выразил обеспокоенность тем, что "в этой нештатной ситуации была поставлена под угрозу жизнь и безопасность пассажиров, среди которых находились 17 российских граждан". При этом турецкая сторона не проинформировала посольство России в Анкаре об их нахождении на борту. Российским дипломатам стало об этом известно только из сообщений электронных СМИ. Кроме того, Лукашевич подчеркнул, что "турецкие власти без объяснения причин и в нарушение двусторонней Консульской конвенции отказали дипломатам во встрече с нашими гражданами, которых в течение 8 часов не пропускали в здание аэропорта, только изредка разрешая им спуститься из самолета на летное поле".

Турецкая пресса сообщает, что один из членов экипажа самолета Ширин Азиз рассказал российскому телеканалу Russia Today, что четырех человек из самолета заставляли подписать какие-то бумаги, при этом применяя физическое воздействие. Двое из них были пассажирами, а двое - членами экипажа. Что было в этих бумагах, неизвестно, однако, по словам Азиза, людей, видимо, заставляли подписать документы о том, что турецкие военные не принимали участия в инциденте. Одна из пассажирок, Фатима Эль-Саман, рассказала Russia Today, что турецкая сторона пыталась скрыть участие военных самолетов в операции, желая выставить все как экстренную посадку. По ее словам, именно таково было содержание бумаг. Женщина также рассказала, что многие видели содержание вскрытых контейнеров. По ее словам, очевидно, что никакого оружия и ракет там не было, лишь какие-то запчасти. Эль-Саман также рассказала, что к пассажирам относились так, как будто их просто не существует. Никто ничего не объяснял. О причинах принудительной посадки, видимо, даже экипаж долго ничего не знал.

У министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу другая версия. По его словам, с путешественниками, напротив, обходились гостеприимно и покормили. Он также высказал мнение, что инцидент не окажет негативного влияния на отношения его страны с Россией, и возложил ответственность за незаконные действия на страну - владельца самолета.

Обыск гражданского самолета стал очередной главой в разгорающемся противостоянии между Турцией и Сирией. Отношения двух стран резко обострились на прошлой неделе, когда произошел артиллерийский обстрел турецкого уезда Акчакале с сирийской территории. Тогда погибли пять человек, 11 получили ранения. Ответом Турции стало предоставление парламентом правительству годичного мандата на проведение трансграничных военных операций, в том числе в отношении Сирии. Впрочем, правительство заявило, что пока не воспользуется своим правом. Однако после инцидента с самолетом МИД Турции распорядился не использовать сирийское воздушное пространство для полетов турецкой гражданской авиации. Кроме того, вчера вооруженные силы Турции были приведены в состояние повышенной готовности. В свою очередь министр транспорта Сирии Махмуд Саид назвал действия Турции "вопиющим нарушением норм международного воздухоплавания" и "воздушным пиратством".

Cписок пассажиров (по данным сирийских сайтов)

Риад Хежази

Мария Шатиа

Светлана Меркоуров

Манада Шафаа (с ребенком)

Талмасани Лаит (несовершеннолетний)

Джухадар Мажди

Алькхадхаме Самир

Ольга Топтчан

Коуреа Самир

Бостани Мохамад

Хамидех Саид

Эль-Саман Фатима (с 3 детьми)

Саман Басель

Эид Самех

Фаравати Фади

Салех Язан

Сафар Бахаалдин

Таршахани Аладдин

Абузарад Мохамад

Бакир Нартх

Хадри Аммар

Турция нарушила право

Ситуацию комментирует эксперт ИКАО, профессор Дипломатической академии МИД России Виталий Бордунов.

Как оценивают эксперты этот инцидент с точки зрения международного права?

Виталий Бордунов: Это произвол. Международное право запрещает принуждать к посадке гражданские самолеты силой во время транзитного пролета. Таковым был рейс сирийского самолета. Есть Чикагская конвенция 1944 года, есть двусторонние соглашения, которые регулируют полеты гражданских воздушных судов между странами. Чтобы действия, которые предприняла Турция, были признаны законными, надо, чтобы самолет признавался нарушителем турецкого воздушного пространства. Но разрешение на пролет над территорией Турции было. Это был обычный рейс. Законный, правомерный.

Все вопросы, связанные с выполнением международного рейса из Москвы, решаются до его вылета. То есть загрузка, прохождение таможенного, паспортного и пограничного контроля выполняются на территории Российской Федерации. То же самое происходит при вылете из Дамаска в Москву. Эти процедуры предусмотрены международным правом. И они четко выполнены как российской, так и сирийской стороной. Так что у турецкой стороны не было никаких оснований принуждать с применением военной силы к посадке сирийский гражданский самолет из-за каких-то там подозрений. Это грубейшее нарушение международного права. Еще раз подчеркну: ст. 3-бис Чикагской конвенции 1944 года запрещает применение военной силы к гражданским воздушным судам.

Я слышал комментарий министра иностранных дел Турции, почему они посадили самолет. Могу только развести руками: Турции показалось подозрительным мирное воздушное судно. Из-за того, что сейчас в регионе непростая обстановка, подозрения распространили на мирное воздушное судно. Действия Турции в данном случае противоречат мировой практике. Подозрение не является основанием для подобных действий.

В настоящее время напрямую из Москвы в Дамаск летают только самолеты сирийской авиакомпании Syrian Air? Тот же "Аэрофлот" в начале августа прекратил полеты в Сирию?

Виталий Бордунов: Это тоже допустимо. Подобное нередко случается в авиакомпаниях самых разных стран - по коммерческим соображениям. Регулярные полеты не всегда экономически эффективны. В данном случае огроменный самолет А-320 летел всего с 35 пассажирами. Все коммерческие убытки несет сирийская авиакомпания.

Российские пассажиры, которые находились на борту сирийского самолета, могут требовать возмещения морального вреда?

Виталий Бордунов: Конечно. Можно только представить, что испытали эти люди. Как делается принуждение к посадке? Обкладывается такой самолет истребителями, связываются с командиром воздушного судна и говорят: следуй за нами, если не будешь слушать - мы тебя собьем. Понимаете, какие угрозы! Это не шутки.

Российские пассажиры натерпелись, им был причинен большой моральный вред. И они вправе предъявить иск к сирийской авиакомпании. Сделать это можно либо в России, либо в стране регистрации авиаперевозчика, то есть в Сирии. А сирийская авиакомпания может предъявить регрессный иск турецким властям, защищая интересы своих пассажиров.

Максимально на какую компенсацию может рассчитывать пассажир?

Виталий Бордунов: В России особо рассчитывать не на что: российский пассажир тут не защищен. В соответствии с европейской практикой сумма составляла бы сотни тысяч евро. Как будет здесь - сказать трудно.

"Искандеры" остались в России

Подозрения Турции, будто бы Россия пытается поставить военные грузы в Сирию какими-то скрытыми способами, беспочвенны хотя бы потому, что никто и ничто не запрещал нашей стране вести с ней вполне легальную торговлю оружием.

Как рассказал "РГ" директор аналитического центра "Анализа стратегий и технологий" Руслан Пухов, с момента урегулирования в 2005 году вопроса задолженности Сирии перед бывшим Советским Союзом Москва заключила с Дамаском контрактов на поставку вооружения и военной техники и сопутствующие работы примерно на 5,5 млрд долл.

При этом упор в закупках был сделан на модернизацию сирийских ВВС и ПВО, то есть на оборонительные системы. Несмотря на то что сирийская сторона достаточно аккуратно производила оплату, выполнение большинства контрактов явно затянулось, причем в большинстве случаев оно было затянуто по вине российской стороны. А контракт на поставку тяжелых истребителей МиГ-31Э был вообще аннулирован. Недавно стало известно о фактической приостановке Россией планировавшейся поставки в Сирию зенитно-ракетных систем С-300ПМУ2. Ранее Россия отказала ей в продаже ракетных комплексов "Искандер-Э". Это были жесты доброй воли по отношению к близлежащим странам, обеспокоенным нестабильностью ситуации в Сирии.

В результате к настоящему времени Дамаск оценочно получил поставок примерно на 1 млрд долл. из указанной выше суммы. Основные поставки на сумму около 560 млн долл. были произведены в 2011 г. Это составило всего 5% российского оборонного экспорта за тот же год. Сегодня Дамаск совсем не ключевой получатель российского вооружения.

В случае срыва дальнейших поставок Сирии, как считает Руслан Пухов, "Рособоронэкспорт" сможет без особого труда перепродать заказанное сирийцами имущество (в первую очередь наиболее дорогостоящее - истребители МиГ-29М/М2, зенитно-ракетный комплекс "Бук-М2Э", С-300ПМУ2 и комплексы "Панцирь-С1") третьим странам, минимизировав свой ущерб.

Способы поставок вооружения зарубежным заказчикам никогда не афишируются. Это одно из условий при заключении контрактов в сфере военно-технического сотрудничества. По словам экспертов, как правило, перевозки осуществляются грузовыми судами либо страны-заказчика, либо страны-поставщика. Небольшие партии стрелкового оружия и боеприпасов могут доставляться транспортными самолетами.

До обострения ситуации в Сирии предметы военного назначения поставлялись в эту страну через Босфор. По существующим международным правилам, если судно проходит через чьи-то территориальные воды, оно должно просить разрешения и обязательно указывать груз, который перевозится. В практике торговли оружием бывают случаи, когда вместо, например, танков в документах указываются тракторы. Однако есть опасность, что судно будет досмотрено соответствующими службами той страны, через территориальные воды которой идет "пароход". Международное право это допускает. Конечно, когда торговые суда ходили под флагом СССР, никому бы и в голову бы не пришло досматривать контейнеровоз, на корме которого развевался серпастый и молоткастый. Сейчас Россия фактически не имеет принадлежащего ей торгового флота. Все суда зарегистрированы в карликовых, но очень удобных по налогообложению странах. И тормознуть абсолютно российский корабль со стопроцентно российским экипажем, но идущий под флагом, например, Каймановых островов, ничего не стоит.

После начала гражданской войны в соседней стране Турция запретила проход через Босфор судов под любым флагом, везущих предметы военного назначения в Сирию. Это ее право. Идти на риск и указывать в декларационных документах не военную технику, а сельхозоборудование, никто не хочет. Ведь остановив судно с военным грузом, не указанным в документах, его можно конфисковать со всем содержимым, а экипаж упечь в тюрьму. Теперь поставки оплаченной военной техники могут вестись только через Атлантику, мимо Западной Европы. И только судами под российским флагом.

Переговоры экипажа

В прессу попала запись переговоров экипажа сирийского самолета с центром управления полетами в Анкаре, а также с вышками аэропорта. В переговорах также участвовали истребители (КОПЬЕ). Видимо это фрагмент переговоров, когда Центр управления полетами сообщил истребителям, что борт начал снижение.

Центр управления полетами в Анкаре: Сирия 4-4-2, снижайтесь до 2600 метров. Это анкарский центр управления полетами.

Сирийский самолет: Снижаемся до 2600 метров. Это Сирия 4-4-2.

Центр управления полетами в Анкаре: Вас поняли. Как только окажетесь в зоне КГС, сообщите.

Сирийский самолет: Мы приближаемся к линии посадки КГС.

Центр управления полетами в Анкаре: Копье 6-5-4, борт снижается до 2600 метров.

Копье: Вас понял

Сирийский самолет: Сирия 4-4-2 на линии КГС.

Центр управления полетами в Анкаре: Вас поняли, левая полоса 2-1 для посадки КГС свободна.

Сирийский самолет: Вас поняли, направляемся к левой посадочной полосе 2-1.

Центр управления полетами в Анкаре: Сирия 4-4-2, через 10 миль переходите на связь с вышками, частота 118.1.

Сирийский самолет: Вас поняли. Продолжаем движение. Вышка, приближаемся к посадочной полосе 2-1.

Вышка аэропорта: Вас поняли. Можете садиться.

Подготовил Леонид Пчельников

Прямая речь

Игорь Митяков, пресс-атташе посольства России в Турции:

О том, что произошло с самолетом, совершавшим рейс из Москвы в Дамаск, мы узнали из СМИ. А уже позднее получили информацию о том, что на борту лайнера, который был посажен турецкими властями в Анкаре, могут находиться российские граждане. Мы незамедлительно связались с турецким МИДом, потребовали разъяснений по этому инциденту, но до сих пор ответа не получили. В это же время группа сотрудников консульства направилась в аэропорт, чтобы встретиться с российскими гражданами и при необходимости оказать им помощь, в том числе медицинскую (на этот случай в составе группы был врач). Но до момента вылета самолета в 3.30 утра по московскому времени турецкая сторона так и не обеспечила возможность для наших дипломатов встретиться с россиянами. На борту находилось 17 наших соотечественников, в том числе дети. Наши сотрудники могли общаться с ними только по телефону. Нам сообщили, что в течении девяти часов, пока самолет простоял в аэропорте Анкары, россияне находились либо на борту, либо их выпускали наружу на короткое время, но не более. Конечно, пассажирам было неприятно, что произошла такая задержка рейса: у них не было нормального питания, не было возможности встретиться с дипломатами.  В этой нештатной ситуации - полет практически на середине был прерван и самолет был посажен в Турции - нашей первостепенной задачей было обеспечить содействие россиянам.

Подготовила Анна Федякина

В мире Ближний Восток Сирия В мире Ближний Восток Турция Правительство МИД