В истории отечественного рока еще до появления "Нашествия" на один год появился open-air, который стал легендой. И тем, кому удалось на него попасть, еще долго завидовали остальные... Ибо "Подольск-87" собрал почти весь цвет рок-музыки СССР: от "Наутилуса Помпилиуса", "ДДТ", "Зоопарка", "Бригады С", "Облачного края" до тогда еще наших, советских "Цемента" из Латвии и "Бастиона" из Одессы.
В течение трех дней на территории парка культуры и отдыха выступали рок-группы, а зрители общались друг с другом, обмениваясь впечатлениями. Еще не избалованный прессой Гарик Сукачев отвечал на любые вопросы фанатов. А Юрий Шевчук как ходил по траве босой, так и вывалился на сцену, да еще и в полосатых трениках: позвали выступать, а переодеться было уже некогда...
Удивительно даже, что этот фестиваль, зафиксировавший целую эпоху, прощальную и, может быть, самую яркую эпоху рок-музыки СССР середины 1980-х, удалось все-таки издать на CD и DVD. Впрочем, сбор фонограмм и видеоматериалов, а также их тщательная реставрация продолжались пять лет... Ныне издан бокс-сет из восьми CD, как правило, на каждом из дисков - концерты двух групп, среди которых оказались также "Зоопарк", "Калинов Мост", "Телевизор", Настя, "Объект насмешек" и многие другие звезды той славной эпохи отечественного рока.
Кто-то из этих артистов, наверное, заглянет и на презентацию. Но главным на ней будет все-таки другое: показ на большом экране фрагментов концертов (полностью изданных уже в DVD-сете) c комментариями одного из главных организаторов "Подольска-87" - известного журналиста и музыкального продюсера Сергея Гурьева, человека сколь талантливого, столь же умеющего рассказывать истории с юмором и едкими комментариями. Еще одним из организаторов "Подольска-87" был, кстати, Марк Рудинштейн, еще не переключившийся на организацию кинофестивалей. Но о его возможном участии в презентации вчера еще ничего не было известно.
Зато вход на презентацию коллекционных изданий CD и DVD "Подольск-87" организаторы пообещали сделать бесплатным.
Уже в предыдущем диске "Сигналы из космоса" поражала неоднородность материала, собранного как будто из разных вселенных. Были и стопроцентные боевики, например "Больше никакого рок-н-ролла", и японское хокку "Все так странно" и гипнотизирующая медитация под чарующие ритмы "Вниз головой" и "Дыши легко", за которую всегда и любили "Сплин". Нынешний альбом еще более разноплановый, непредсказуемый, интуитивно-тонкий и абсолютно вне моды десятых годов. Разве что иногда Александр Васильев забирается "В мире иллюзий" на территорию интуитивного рока в духе Radiohead, чуть приправленного трагическими скрипкой и виолончелью. Да и несомненно замечательна фактически мантра "Дочь самурая". Или давно уже звучащая в концертах "Летела жизнь" - вполне дзен-буддистская по интонациям и самоотверженности.
Этот альбом - не для быстрого прослушивания: в нем есть магия звука, самоотреченная радость красоты одиночества и пылко-отстраненные наблюдения за жизнью. И в избытке холода, страсти и чуть снисходительного взгляда на окружающую жизнь. Уже поэтому к такому "Обману зрения" стоит прислушаться...