Год за годом выясняется, что региональные кампании постепенно стремятся приблизиться к федеральному уровню. Можно сказать, что в этот раз - почти удалось: голосовать будут в 76 субъектах Федерации на 4698 выборах разного уровня да еще и на 160 местных референдумах.
Всего выдвинулись для участия в борьбе за "кресла" 61 022 кандидата, а зарегистрировано - 56 985 кандидатов, причем избирательные бюллетени украшают названия уже не семи партий, как в марте, а 26. Везде борются за мандаты четыре парламентские партии, "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия", при этом "единороссы", к примеру, предложили своих кандидатов на 84% всех мандатов. Девять партий борются за посты губернаторов в Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской, Рязанской областях, 23 - за места в шести региональных парламентах (в Северной Осетии, Удмуртии, Краснодарском крае, Пензенской, Саратовской и Сахалинской областях). Избирают мэров в Калининграде и Химках. А в семи регионах выбирают городские парламенты в региональных столицах и суматохи в Черкесске, Барнауле, Петропавловске-Камчатском, Владивостоке, Курске, Твери и Ярославле - не меньше. Первый заместитель руководителя исполкома "Единой России"
"Выборы проходят в демократичной обстановке, и все утверждения о том, что это не так, опровергаются статистикой: если брать в пересчете на одну кампанию, получается в среднем по 13 партий, которые представляют различные виды платформ, от экологических до патриотических. Выборы проходят в обстановке самой широкой конкуренции". Мазуревский категорически отвергает обвинения оппозиции в том, что партия большинства заинтересована в низкой явке, настаивая, что "мы заинтересованы в том, чтобы каждый избиратель через голосование имел возможность высказать свою точку зрения".
"Чувствуется определенная усталость избирателей и политических партий - это все-таки третья кампания за год", - замечает секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. Впрочем, для КПРФ (как и для "Яблока) перемены очевидны: их кандидаты были зарегистрированы почти что без проблем. Мало того, Обухов признает, что сейчас "мы направили довольно большие ресурсы на агитацию - смогли удвоить то количество агитпродукции, которую довели до избирателя". Правда, есть и проблема, указывает секретарь ЦК КПРФ: "Новые партии - это проекты администраций, которые выполняют функции "загонщиков" - подают на нас заявления, судятся и даже в агитации не трогают ни "ЕР", ни губернаторов".
"Новые партии абсолютно себя никак не проявили, - соглашается председатель партии "Яблоко" Сергей Митрохин, - конечно, по мелочи они отгрызают голоса, в том числе и у нас, но мы от этого страдаем меньше, чем та же КПРФ, у которой есть несколько клонов в кампании".
Мазуревский же считает, что называть партии-"новички" фантомами нельзя, хотя над своей структурой им еще надо работать: "Новые партии пока интересуются только выборами в административных центрах, законодательными собраниями и в редких случаях - губернаторскими. На местных выборах второе место по числу выдвинутых кандидатов после "Единой России" фактически занимает "партия самовыдвиженцев": более 70% кандидатов предпочитали собирать подписи, так что здесь как раз ресурс и повод для размышлений новым партиям".
Сопредседатель РПР-ПАРНАС Владимир Рыжков, конечно, в политике не новичок, но ему пришлось нелегко (регистрация партии была восстановлена этой весной): "Возвращаться после шести лет фактического запрета необычайно тяжело. И это связано даже не с противодействием, а с тем, что партию просто забыли. Вот в Барнауле Рыжкова знают сто процентов, партию - единицы. Товарняк сдвинуть с места, когда колеса и рельсы проржавели - очень трудно, на этом фоне все остальные партии, которые были, - это фавориты, они все шесть лет были на виду и на слуху". Рыжков также замечает, что оппозиционные структуры не могут выступать единым фронтом, хотя в Саратовской области "нам удалось договориться с "Яблоком", "Яблоко" сняло свой список, мы их поддерживаем по округам - и это позитивный пример, как можно договариваться хотя бы демократам". Правда, у Митрохина на это другая точка зрения: "Мы свои обязательства выполнили - сняли свой список в Саратовской области, при этом ПАРНАС не снял своих одномандатников ни в Саратовской области, ни в Барнауле, как обещал нам. А сегодня суд и они хотят нас снять в Первоуральске - федеральное руководство РПР хранит по этому поводу глубокое молчание. Мы уже ко всему привыкли, даже не осуждаем никого, но нам кажется, что такие партнеры выглядят очень странно". "По Первоуральску - это самодеятельность, мы их просили не судиться с "Яблоком", - возражает Рыжков, - мы их за это осуждаем, и я извиняюсь перед "Яблоком" за это. Но будем разбираться уже после выборов".
"Да, на этих выборах активно проявляется тенденция к созданию различных политических коалиций, к очень гибкой игре партий, - замечает гендиректор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов, - в том числе между "ЕР" и ЛДПР в Брянской области на выборах губернатора, да и в Рязанской очень интересная ситуация, когда два кандидата тоже образовали союз для того чтобы не раскалывать электорат. Это показывает, что политический спектр усложняется, и в перспективе от конкуренции лозунгов или флагов разных цветов, партии перейдут к конкуренции программ".
Надо сказать, что выборы губернаторов этому немало способствуют. Так, член Высшего совета ЛДПР Ярослав Нилов поясняет: "Вернули к процедуре прямых выборов, но усложнили ее так называемым муниципальным фильтром - сбором подписей муниципальных депутатов и глав администраций. Я сам в Белгородской области занимался вопросом сбора подписей муниципальных депутатов, настолько это было тяжело и трудно, причем это было трудно не только для оппозиции, это измучились все - и чиновники регионального уровня, и местного уровня, и депутаты, и нотариусы, потому что процедура была до конца не определена". Из-за подписей едва не потерял свою регистрацию в качестве кандидата действующий губернатор Брянской области Николай Денин: его за неделю до выборов снял местный суд по иску конкурента-коммуниста, придя к выводу, что некоторое число подписей в его поддержку были оформлены некорректно. Верховный суд вчера это мнение не поддержал, и Денина успевают восстановить как кандидата.