Первыми усиление мер безопасности испытали сухопутные силы и ВВС Турции. В приграничные с Сирией районы были направлены около 60 танков. Таким образом, общее число бронетехники, расположенной вдоль границы, достигло 250 единиц. На базы ВВС в юго-восточных городах Диярбакыр и Малатья перебросили 15 истребителей F-16. Всего там находится 55 самолетов. Вчера же к турецким морским базам в Средиземном море направились дополнительные ракетные катера и фрегаты, оснащенные ракетными системами и 127-миллиметровыми орудиями. В их задачи входит отражение возможной атаки с моря. Как заявил глава МИД Турции Ахмет Давутоглу, "если наша граница будет хотя бы еще раз нарушена, мы примем необходимые меры".
Турция решилась на такие шаги после инцидента с принудительной посадкой в Анкаре самолета сирийской авиакомпании Syrian Air, следовавшего из Москвы в Дамаск. На борту нашли некий груз, который турецкие власти расценили как запчасти для оружия и конфисковали. Впрочем, официальных объяснений до сих пор не последовало. Тем не менее Турция объявила о закрытии своего воздушного пространства для сирийской гражданской авиации, на что Дамаск ответил аналогичным жестом. При этом представитель МИД Сирии выразил сожаление, что действия Анкары "направлены на дальнейшую эскалацию напряженности в двусторонних отношениях".
Сгладить обострившиеся отношения двух стран может лишь двусторонний диалог. Об этом в пятницу заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, предложив создать механизм прямого общения по вопросам безопасности между Сирией и Турцией. В Дамаске инициативу восприняли позитивно. В официальном заявлении местного МИД говорится, что сирийские власти обсудили с российским послом необходимость создания такого механизма. В его задачу должны войти "поиск путей для обеспечения контроля за ситуацией по обе стороны границы на основе уважения национального суверенитета двух стран".
Однако Анкара к диалогу, похоже, не готова. Вчера там сообщили, что пока не получали предложения о создании механизма прямого общения, однако уже расценили это предложение как "запоздалое". При этом в МИД Турции отметили, что "прямые дипломатические связи между Сирией и Турцией не прерваны, и турецкое генконсульство в Алеппо, равно как аналогичная сирийская дипломатическая миссия в Стамбуле продолжают функционировать". По словам местных дипломатов, "если сирийским властям есть что сказать, они могут спокойно позвонить в наше генконсульство".
Вместо непосредственного разговора с Сирией Турция предпочитает обращаться к мировому сообществу. Премьер Реджеп Тайип Эрдоган призвал к реформе Совет безопасности ООН за неспособность урегулировать кризис в Сирии: "Если мы будем ждать решения одного или двух постоянных членов СБ, будущее Сирии окажется в опасности". По его мнению, сегодня пять постоянных членов Совбеза "решают судьбу мира" в то время, как он стал многополярным. Таким образом, Эрдоган в очередной раз подтвердил, что Турция видит решение сирийского конфликта в одностороннем давлении на действующее правительство, но отказывается принуждать к миру боевиков. С такой стратегией Анкаре не выгодны никакие конструктивные шаги для налаживания диалога с Сирией, а потому отношения между странами, скорее всего, будут только обостряться.
Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ:
- На самолете находился груз, который легальный российский поставщик направлял легальным способом легальному заказчику. Груз этот являет собой электротехническое оборудование для РЛС, оборудование двойного назначения, но не запрещенное никакими международными конвенциями. Полностью в соответствии с требованиями были оформлены грузовые документы. Пилот совершил посадку, поскольку знал, что ничего противозаконного не совершает. По нашим данным, поставщик будет требовать возврата груза, который является его собственностью. Мы ожидаем официального ответа на наш запрос к турецкой стороне о причинах отказа в доступе к гражданам России, которые находились на борту, для российских дипломатов.