Положенные в основу правительственной Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в РФ механизмы рефинансирования ипотечных кредиторов посредством структурирования (секьюритизации) ипотечных активов и размещения ипотечных ценных бумаг на финансовых рынках, позволили обеспечить высокую динамику предоставления жилищных кредитов, несмотря на разразившийся финансовый кризис. В этом году ипотечное кредитование может выйти на объемы около 1 трлн рублей.
Сейчас для дальнейшего развития ипотеки стоит задача существенно увеличить ее массовость как результат повышения доступности ипотечных кредитов для населения без снижения их качества. Эта проблема должна быть решена в процессе широкого использования механизмов ипотечного страхования и внедрения социальной ипотеки.
Ипотечное страхование, предложенное еще в начале 2000-х годов, стало реальностью с созданием в 2010 году АИЖК. В то же время социальная ипотека, которая по своей сути должна носить адресный характер и ориентироваться на категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства, получила свое развитие лишь в части административных требований снижения процентных ставок по кредитам для всех.
Это может при определенных обстоятельствах привести к увеличению кредитных рисков и замедлению темпов выдачи кредитов. Социальная ипотека должна обеспечить покупку жилья по адресно регулируемым (государством и муниципалитетами) ценам с помощью кредитов, предоставляемых на рыночных условиях.
В основе ипотеки лежат механизмы, позволяющие привлекать инвестиционные ресурсы в проекты с длительными сроками окупаемости. Благодаря этому обстоятельству внедрение ипотечных механизмов позволит решить две актуальные задачи с использованием элементов государственно-частного партнерства. Во-первых, создать фонды арендного и в том числе социального жилья. А во-вторых, модернизировать инженерную и транспортную инфраструктуру территорий.