Минэкономразвития не одобрило новые полномочия бизнес-омбудсмена

Бизнес-омбудсмен Борис Титов получил уже около 500 жалоб от предпринимателей, но пока работает без отдельного закона. Разработка документа для уполномоченного стала настоящей интригой. Проект юристов, близких к "Деловой России", не снискал одобрения минэкономразвития. Чиновникам не понравился беспрецедентный функционал омбудсмена. Например, право войти в камеру к заключенному бизнесмену или остановить действие ведомственного решения до суда.

О том, почему министерство не поддержало предложение наделить бизнес-уполномоченного правом приостанавливать действия ведомственных актов, "РБГ" рассказал Сергей Беляков, замминистра экономического развития РФ: "Предписания о приостановке деятельности предприятия выносятся не на пустом месте - выносящее их ведомство предполагает, что работа компании связана с некими нарушениями. Это своего рода обеспечительная мера, защищающая как потребителей продукции предприятия, так и его сотрудников, например, от ненадлежащих условий труда. Если же появится фигура бизнес-уполномоченного, который в любой момент вправе отменить постановление ведомств, то это в чем-то лишает смысла их работу по контролю за безопасностью. Мы же предлагаем четкий и работающий механизм обжалования действий властных структур и при этом не создаем дублера прокуратуры или другого надзорного органа".

Институт бизнес-уполномоченного должен полностью заработать с 1 декабря. Однако уполномоченный по защите прав предпринимателей не должен заниматься лоббированием интересов, предостерег президент РФ Владимир Путин на совещании в Ново-Огарево. Инструменты работы бизнес-омбудсмена не должны подменять собой суд, заявил глава государства. По мнению президента, правозащитнику деловых кругов надо найти свою нишу в изменении к лучшему предпринимательского климата. Титов, в свою очередь, заметил, что будет стоять на страже интересов честных предпринимателей, которые подвергались воздействию со стороны государства или других бизнесменов. "Что касается других предпринимателей - это, пожалуйста, в арбитраж", - посоветовал Путин. Титов же отрапортовал, что институт уполномоченного заработает к декабрю.

Уже согласованы кандидатуры по 26 омбудсменам в регионах, получено около 500 жалоб от бизнесменов. Но в работу пошла только половина. 82 обращения касаются уголовных преследований, 13 - межкорпоративных конфликтов, есть даже 6 обращений от иностранных инвесторов, чьи права нарушены. "Дела очень разные, касающиеся проблем от нарушения прав малого и среднего предпринимательства, например по сносу палаток, до очень крупных дел", - отметил Титов.

На момент этой беседы у минэкономразвития уже был разработан собственный вариант законопроекта об уполномоченном по правам предпринимателей, сильно отличающийся от того проекта, который находился у ведомства на оценке регулирующего воздействия с сентября. Законопроект минэкономразвития "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением института уполномоченного по защите прав предпринимателей" поступит в правительство после согласования в минюсте.

Позиция министерства разошлась с независимыми авторами законопроекта в части наделения омбудсмена обширными полномочиями. Например, такими как право приостанавливать ведомственные акты, которые препятствуют деятельности бизнесмена.

"Зачем Лукину (Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин) приостановка действия ведомственных актов, приказов, до решения суда? А предпринимателю это необходимо, если принято решение закрыть рынок или удалить всех арендаторов в один день из занимаемого здания",- заявил "РБГ" разработчик законопроекта и сопредседатель Центра общественных процедур "Бизнес против коррупции" Андрей Порфирьев. Он настаивает, что в праве вето на решения ведомств и есть вся соль существования бизнес-уполномоченного. Он убежден, что уполномоченный будет прибегать к приостановке решений ведомств лишь в исключительных случаях. "В нашей концепции уполномоченный - это персонифицированный государственный орган, а не госслужащий, он сам по себе специальный орган власти, и в силу закона несет ответственность за ущерб, который он причинит своими незаконными действиями",- говорит эксперт. Отличие уполномоченного "по бизнесу" от классического омбудсмена - не в том, что предприниматель важнее, а в том, что он будет защищать своего "клиента" от тех, кто собирается получить чужой бизнес, уверен Порфирьев. Отсюда и разные опции борьбы за справедливость.

Но амбиций независимым законодателям действительно было не занимать - согласно их законопроекту омбудсмен должен стать ни много ни мало государственным органом. Его назначает и снимает президент, но сам он "независим и неподотчетен" органам госвласти (Уполномоченного по правам человека назначают в Госдуме). Для защиты подопечных уполномоченный может обратиться в суд с иском в защиту публичных интересов группы предпринимателей, требовать дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности для "виноватых" чиновников. А приостанавливать действие ненормативных правовых актов до решения суда он вправе, лишь если эти документы создают угрозу причинения убытков бизнесменам. Также защитник деловых кругов вправе направлять президенту, правительству и парламенту предложения о принятии законов или поправок в них и давать заключения на законопроекты, даже просить президента отменить постановление правительства, указ губернатора и дисциплинарно наказать чиновника высокого ранга. Региональные бизнес-омбудсмены должны действовать в соответствии с местными законами, но назначаться будут опять же по представлению уполномоченного.

Мягко говоря, "непроходным" их документ называл ранее и глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. "Давайте просто считать предпринимателя человеком, а не давать его защитнику прав больше, чем Уполномоченному по правам человека", - иронизирует он в беседе с "РБГ". По его мнению, в данной редакции омбудсмен будет в каком-то смысле подменять прокурора. Наделение уполномоченного такими правами превратит его в министерство с особым статусом, полагает Шохин. Также он отмечает тенденцию появления "уполномоченных" в отдельных отраслях и в регионах, действующих на основании региональных нормативных актов. Глава РСПП считает, что уполномоченный должен реализовывать себя в качестве института, а не органа, и опасается, что в противном случае его аппарат просто погрязнет в жалобах от "городских сумасшедших". "Важнее технологии работы. Если уполномоченный будет рассматривать по одному случаю в день, этого будет вполне достаточно, чтобы выстроить систему, - считает он. - Нужен серьезный закон, не подменяющий судебную систему".

Однако практические защитники интересов деловых кругов, скорее, приветствуют наделение своего уполномоченного обширными правами. "Пока дождешься решения суда, на его основе получишь исполнительный лист, уходит время, - объясняет адвокат Павел Ламбров. - У меня был случай по налоговым спорам - дело откладывали на четыре месяца. За это время налоговая или спишет деньги со счета, или продаст имущество. Если первая инстанция отказала, жалуйся в вышестоящую, пока найдешь правду - у тебя уже все растащили, забрали все основные средства. А омбудсмен сможет на ранней стадии остановить продажу активов".

Минусом амбициозного законопроекта юрист называет то, что в нем не прописана ответственность уполномоченного за бездействие или превышение полномочий. Отсутствие порядка обжалования поступков уполномоченного - тоже серьезный недостаток предлагаемой концепции, указывает он.

Правозащитник Элла Памфилова в беседе с "РБГ" выразила надежду, что законопроект, написанный бизнес-юристами, все-таки пройдет в Госдуме. "Иногда волосы дыбом встают, когда рассматриваем материалы от предпринимателей, поэтому очень здорово, если кто-то сможет приостанавливать действие каких-то актов до решения суда", - уверена она. Памфилова также согласна с тем, что законопроект идет дальше, чем закон об Уполномоченном по правам человека, но считает это обоснованным, "учитывая ситуацию, в которой бизнес иногда находится".

Оказалось, что законопроект ждут и в профильном комитете Госдумы. Председатель Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский сообщил "РБГ", что находит расширение полномочий бизнес-омбудсмена полезным для улучшения инвестклимата: "На сегодняшний момент мне не кажется, что они избыточны. Предприниматели испытывают огромные проблемы со всеми федеральными структурами: Роспотребнадзором, санэпидемстанцией, пожарной охраной". Если же деятельность бизнес-уполномоченного начнет носить гипертрофированный характер, то законодатели всегда смогут урезать его полномочия, заключает депутат.