По его словам, задача транспортных компаний, перевозящих транзитные грузы, - преодолеть за минимальное время максимальное расстояние. Решению этой задачи явно не способствует сложившаяся в регионе система пограничного и таможенного контроля. По оценкам игроков калининградского транспортно-логистического рынка, до 50% эксплуатационного времени региональные перевозчики тратят на простои в очередях на границах, таможенные осмотры и оформления. При этом только в сфере автомобильных перевозок административные издержки предпринимателей эксклава оцениваются в 22 млрд руб. в год.
- Больше 10% себестоимости продукции, произведенной на территории региона, составляют избыточные транспортные расходы, - продолжает Дмитрий Чемакин. - Это затраты, не связанные с необходимостью исполнения национальных таможенных законодательств или соблюдением порядка пересечения границы. Речь идет о регулярно возникающем дефиците польских дозволов (квот на перевозку грузов через территорию Польши), сложностях с получением виз и других проблемах, для решения которых Калининградской области и ее европейским соседям достаточно грамотно использовать имеющиеся административные ресурсы.
Разумеется, европейские транспортные компании не испытывают желания прибавлять к себестоимости перевозимой продукции калининградские издержки. Они предпочитают увеличить длину маршрута, избежав тем самым необходимость пересекать российско-литовскую или российско-польскую границы. Однако у калининградских товаропроизводителей и перевозчиков, завязанных на рынках "Большой России", нет иного выхода. Поэтому очень часто товарам, доставленным из эксклава через Литву и Белоруссию в другие субъекты РФ, сложно выдерживать конкуренцию с российскими или импортными аналогами.
Как считает вице-президент МКПП Тибор Дябронка, для эффективного функционирования трансевразийских коридоров необходим диалог между заинтересованными деловыми организациями, правительственными и межправительственными структурами.
- Процесс развития транспортных коридоров сопряжен с рядом проблем и трудностей, - комментирует ситуацию Тибор Дябронка. - Среди них - разный уровень и эффективность терминальной логистики на пограничных переходах, недостаточное количество современных терминалов, логистической инфраструктуры и во многих случаях - квалифицированного персонала для обработки поступающего по коридорам товара.
Исправить ситуацию, по мнению вице-президента МКПП, позволит гармонизация нормативно-правовой базы в аспекте трансграничных перевозок на международном уровне. В частности, гармонизация национальных таможенных документов, таможенных процедур и технологий пересечения границы грузами.
О позитивном примере взаимодействия таможенных органов РФ и Эстонии, которое привело к упрощению процедуры пересечения границы, рассказал член правления эстонской Ассоциации крупных предпринимателей Тийт Вяхи. Речь идет об отдельном транспортном коридоре для автовозов, который открылся на днях в пункте пропуска "Куничина Гора - Койдула". "Каждый день границу между Эстонией и Псковской областью пересекают 20-30 специализированных транспортных средств, перевозящих автомобили, - поясняет Тийт Вяхи. - Для таких перевозчиков был организован "зеленый коридор".
Сейчас для приема документов по оформлению таможенного транзита от автовозов в пункте пропуска "Куничина Гора - Койдула" работает специальное окно. Запуск проекта, по оценкам ФТС России, позволит сократить время таможенного оформления одной единицы специализированного грузового автотранспорта до 40 минут (до недавнего времени на это требовалось в среднем 2-3 часа) и оптимизировать движение транспортных средств через границу Таможенного союза.