На оснащение здравоохранения новой компьютерной техникой, разработку программного обеспечения, обучение медиков и т.п. бюджет выделил немалые деньги - 30 млрд рублей. Конечной целью программы было названо создание единой государственной информационной системы в здравоохранении (ЕГИСЗ): компьютеризация рабочих мест и создание локальных сетей во всех лечебно-профилактических учреждениях, внедрение электронной медицинской карты и электронных регистров и прочих достижений эры IT-технологий. И то сказать: у компьютеров уже сидят даже первоклашки, а врачи до сих пор куриным почерком заполняют медкарты пациентов, медстатистику собирают чуть ли не вручную, приказы минздравов приходят в райцентры спустя месяцы...
Однако сколько-нибудь серьезного анализа проделанной работы и нынешнего состояния процесса участники конференции не услышали. Ни директор департамента информационных технологий и связи Минздрава России Роман Ивакин, ни его заместитель Роман Сафронов не представили подробных докладов, ограничившись уверениями, что к концу года задача будет решена, а ЕГИСЗ будет запущена. Возможно, они и не должны отвечать за недоработки своих предшественников (новый состав департамента начал работу лишь после недавней реорганизации министерства), но на анализ ситуации времени было вполне достаточно. Однако было похоже, что организаторов конференции ее тема не слишком-то и волнует: начальник департамента покинул зал, едва сказав свое вступительное слово, а резолюцию, за которую должны были голосовать участники мероприятия, просто забыли вложить в раздаточные материалы.
Масштабы задачи и ее сложность в штабе отрасли, видимо, изначально представляли недостаточно четко. Трудности начались с первых шагов - создания концепции. Подготовленную еще в 2009 году, ее пришлось дважды перерабатывать. Но и сегодня многие специалисты оценивают ее критически.
- Актуализация концепции должна быть глубокой и обдуманной, - считает генеральный директор Группы компаний "Аквариус" Владимир Шибанов. - Должны широко привлекаться эксперты как медицинского, так и IT-сообществ. На данный момент ситуация такова, что медики слабо разбираются в вопросах IT, а "айтишники" - в вопросах здравоохранения.
С ним солидарны и многие другие специалисты, в частности, заместитель директора Медицинского информационно-аналитического центра Российской академии медицинских наук Андрей Столбов, который считает, что анализ уже сделанного и работа над ошибками привели бы к принятию более реальной IT-стратегии. Однако многие этапы реализации программы сильно запаздывали изначально, поэтому четкой ритмичной работы не получалось.
- К сожалению, согласованный перечень первоочередных работ мы смогли подготовить лишь к 23 августа, - признавал на прошлогодней конференции бывший директор департамента. - И лишь с 29 сентября мы начали проработку федеральной части информационной системы. Это не позволяет в оставшиеся до конца года сроки сделать что-либо осмысленное и работающее.
Примерно та же картина складывалась и в регионах - на начало октября прошлого года соглашения об участии в программе заключили с минздравсоцразвития лишь 50 из них. А средства на закупки из центра начали поступать в субъекты Российской Федерации только к концу октября. Но большинство организаторов здравоохранения, экспертов и участников рынка IT-технологий волновало не только это. Главное, что все призывы к информатизации вновь сводились к компьютеризации бухгалтерии, медстатистики, отчетности и т.п., хотя перед системой можно и нужно было ставить более сложные и важные задачи - снижение затрат, дублирование диагностических исследований и госпитализаций, сокращение числа врачебных ошибок, выявление огромного числа заболеваний на ранней стадии и, как следствие, сокращение смертности. Но для их решения требовались единые правила работы, типовая инфраструктура, стандарты - а всего этого как не было, так и до сих пор нет. Каждый регион создает что-то свое, на выходе получается множество разных систем, которые не стыкуются и обмениваться информацией не могут. Доходит до смешного.
- У нас в отделе стоят два компьютера с разными программами - на одном мы готовим отчеты для своего руководства, а на втором - в другой программе - те же данные для администрации Калужской области, - рассказала "РБГ" Виктория Шевелева, заведующая отделом медстатистики клинической больницы N 8 Федерального медико-биологического агентства, которая находится в Обнинске.
Есть у профессионалов и много других вопросов. К примеру, сегодня в большинстве лечебно-профилактических учреждений локальной сетью занимается один-два человека, которые и компьютеры закупают, и линии под них прокладывают, и дыры под провода и вентиляцию в стенах долбят. Если в клинике все рабочие места будут компьютеризированы, потребуется штат IT-специалистов. Но вопрос пока не решен. Нет в бюджетах лечебно-профилактических учреждений и отдельной строки для финансирования текущих расходов на IT.
- Весной мы провели опрос IT-общественности, попросив оценить ход информатизации по пятибалльной системе, - рассказал "РБГ" президент Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ) Михаил Эльянов. - Средняя оценка была 2,5, то есть школьная "двойка с плюсом". Вместо того, чтобы определить правила игры и создать конкурентную среду, чиновники снова назначают "главных по тарелочкам", заставляя медицинские организации работать только с одной конкретной компанией.
Это умозаключение подтвердил и один из зарубежных участников конференции, который на выходе из зала сказал своему коллеге: "As there is no market, there is no competition" ("Поскольку здесь нет рынка, то нет и конкуренции").
Хотелось, не скрою, возразить ему в стиле кота Матроскина: рынок-то у нас есть, у нас чего-то другого не хватает. Однако вряд ли западный коммерсант знаком с нашим выдающимся философом и понял бы, о чем речь. Но нам-то понятно.