15.10.2012 23:20
    Поделиться

    Туризм на Украине будут развивать по европейскому сценарию

    Российский турбизнес готов активно строить современные отели и гостиницы европейского класса в Крыму. Представители наших туркомпаний большие надежды возлагают на стартующую со следующего года на Украине стратегию развития туризма. О том, что стратегия наконец-то появится, заявила глава Государственного агентства по вопросам туризма и курортов Украины Елена Шаповалова, выступая в Ялте на III Международном Черноморском экономическом форуме.

    Не секрет, что во многом благосостояние местных хотельеров зависит от российских туристов. По словам руководителя одной из крупнейших российских туркомпаний, работающих в Крыму, Ильи Уманского, наш бизнес и сейчас активно работает с украинскими партнерами, не менее 20% туркомплексов построено на полуострове при участии бизнеса из РФ. "Мы готовы участвовать в украинской государственной стратегии по развитию туризма, если будут гарантии сохранения вложенных денег и местные власти готовы предоставить налоговые льготы, обеспечить инфраструктурой возводимые нами объекты", - рассказал Илья Уманский.

    Украинские власти, в свою очередь, собираются ориентироваться на пример Турции, которая за последние 10 лет превратилась в туристическую мекку для туристов и находится сейчас, по данным Всемирной туристической организации, на 6-м месте по туристическому потенциалу. По словам Елены Шаповаловой, более 20 лет отдых на крымском побережье развивался хаотично, никто им всерьез не занимался. Более того, на Украине никогда не было стратегии развития туризма, она пока только в проекте. На вопрос, как будет финансироваться Стратегия развития туризма в Крыму (с 2013 по 2023 г.), Елена Шаповалова ответила, что пока разработан только frame-work, вопрос бюджетирования только планируется рассмотреть в 2013 году, и добавила: "Пока мы рассчитываем заложить на эти цели два млн гривен (немногим более 7,6 млн руб.), однако понимаем, что этих средств недостаточно. Поэтому рассчитываем на финансовую помощь из ЕС и фонда, который помог представить Украину на чемпионате Европы-2012". Если верить украинским чиновникам, благодаря европейскому чемпионату стоимость бренда "Украина" выросла на 70%, правда, неясно, как рассчитали эту цифру.

    Непонятно и как на два млн гривен можно поднять туризм на Украине, ведь в Турции, на которую здесь собираются равняться, в прошлом году, по словам министра культуры и туризма Турции Эртугрула Гюная, только на развитие инфраструктуры было потрачено 15 млн долл. В результате в 2013 году здесь планируют получить доходы от туризма в размере 1 трлн долларов. По словам Гюная, государство постепенно уходит из этой сферы, оставляя за собой лишь контрольно-надзорные функции. Практически весь гостиничный бизнес в Турции в частных руках.

    Интерес участия турецкой делегации в ялтинском форуме очевиден. Они уже сейчас стремятся увеличить географию туризма, понимая, что туристам становится неинтересно посещать только один регион.В пользу приграничной интеграции, если только она не несет территориального демпинга, высказался и генеральный секретарь Ассоциации европейских приграничных регионов Мартин Гильермо Рамирез. "Один плюс один не всегда равняется двум, а иногда и трем, - заметил Рамирез. - Сейчас повсеместно изучается английский язык, но язык соседней страны почему-то, как правило, игнорируется. В то же время граница не должна препятствовать туризму, а, напротив, должно быть стремление пересечь ее, чтобы узнать, чем живут соседи".

    Туристической отрасли даже кризис не мешает. "В Европе, где сейчас сложная ситуация в экономике, туристические потоки в этом году уже выросли на 4%, - рассказал Бека Джакели, координатор Европейской программы Всемирной туристической организации. - Лучше всего ситуация в Центральной и Восточной Европе. Так, Россия демонстрирует 15-процентный рост турпотока. К тому же она стала седьмой в числе других европейских стран, где туристы больше всего оставляют денег.

    По мнению Бека Джакели, Европа в ближайшие 20 лет сохранит лидерские позиции по количеству приезжающих в расчете на 100 тысяч населения. Причем, как считает Геннадий Друзенко, координатор программ по развитию туризма (проект USAID), в ближайшей перспективе ставка будет сделана на круизный и яхтенный туризм.

    Среди стран Черноморского региона самый резкий скачок по итогам 2011 года показала Грузия - здесь на 39% вырос турпоток. Русудан Мамацашвили из Национального агентства по вопросам туризма Грузии, объяснила такую популярность введением экономических стимулов. "После того как мы сформировали свободную экономическую зону, у нас планируется построить 35 новых гостиниц уже в этом году, - заявила грузинская чиновница. - Причем инвесторам земля будет предоставляться бесплатно. По местным законам, если в гостинице будет не менее 800 номеров, можно получить лицензию на казино. Более того, резиденты в Грузии не платят налоги на прибыль в течение 15 лет". У Грузии сегодня существует безвизовый режим с более чем 100 странами, в планах -- привлечь сюда китайцев, которым пока для въезда в Грузию необходима специальная виза.

    Россияне и украинцы любят ездить в Грузию и на отдых, и к родственникам. Кстати, по наблюдениям крымчан, приезжающие на полуостров россияне с удовольствием покупают здесь знаменитый Боржоми, который в нашей стране не найдешь.

    Почему вообще туристы предпочитают приезжать в Крым? Ряд экспертов полагает, что многими движет привычка, сложившаяся еще в 50-х годах прошлого века. Однако Украина выбрала путь европейской интеграции, поэтому ей крайне важно содействие ЕС. Так, на форуме эксперт по вопросам территориального маркетинга нового проекта ЕС "Диверсификация и поддержка туристического сектора Крыма" Роджер Джонсон заявил о намерении ликвидировать на полуострове советский сервис, чтобы соответствовать ожиданиям туристов. ЕС планирует развивать в Крыму 3--4 туристических направления: культурный вояж, для встреч и развлечений, оздоровительный. Что касается последнего, то, по мнению Роджера Джонсона, в первую очередь придется вообще отказаться от понятия "санаторий".

    Поделиться