Сергей Черняховский: России не хватает сильной ценностной основы

Сергей Черняховский, политолог

 

Махинации в сфере похоронных услуг, с которыми люди сталкиваются в России, можно рассмотреть через призму экономических отношений. У нас, как известно, провозглашена рыночная экономика. Она предполагает, что, во-первых, деньги находятся зачастую выше моральных аспектов. А во-вторых, за то, на что есть спрос, всегда взимается плата, и неважно, какая услуга предоставляется человеку. Можно попробовать бороться с этим воссозданием и сохранением сильной, ценностной основы общества, как это происходит, например, в некоторых протестантских странах. Но рано или поздно эти самые ценности приходят в столкновение с рыночной составляющей государства. И ситуация эта далеко не всегда разрешима. Отсюда напрашивается логический вывод: чтобы избежать подобных проблем, нужно отказаться от рыночной экономики вовсе. Во многих странах, которые мы можем назвать развитыми, в значительной степени уже совершили этот шаг. Там в целом уже пострыночная экономика. Именно поэтому Владимир Путин еще в мае поставил задачу перехода к стратегическому, экономическому планированию. Сейчас хорошо лишь то, что принесет выгоду в ближайшей перспективе. Но не все, что оказывается хорошо завтра, будет также хорошо послезавтра. И главное отличие плановой экономики от рыночной как раз заключается в том, чтобы рассчитать, что будет выгодно не только в ближайшее время, но и в будущем.

В похоронном законодательстве, о котором "Российская газета" пишет на 1-й и 5-й полосах, я бы поставил во главу угла уважение к людям, тактичность к ситуации, в которой находятся родные и близкие, к их моральному состоянию. Ни для кого не секрет, что у нас на кладбищах принято требовать неофициальную плату, относительно умеренную, но заметную, за простое рытье могил. Могильщики, рассчитывающие на скорбь родственников, требуют деньги сверх оговоренных, которые люди дают, лишь бы от них отстали. Конечно, так нельзя поступать, и это второй важный момент, который нужно решать.

В России общество в значительной степени постмодернистское. Была разрушена некая система ценностей, которая сейчас восстанавливается медленно. При всем том критическом, что можно сказать в адрес других стран, они не разрушали свои ценностные основы. С одной стороны, Британия рубила головы королям и считала это нормальным, но сохранила при этом положение королевской власти. С другой стороны, Франция вовсе не идет путем якобинцев, но считает их национальными героями и празднует День взятия Бастилии. В мире царит корыстный интерес, который на некоторых этапах развития истории сугубо прогрессивен. Умерить его может либо сильная ценностная основа, либо сильно развитое чувство рациональности в духе просвещения. Пока что у нас нет ни того, ни другого.