Новая кафедра в МИФИ будет готовить преподавателей теологии

В знаменитом МИФИ открыта кафедра теологии. Ее возглавил глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Поскольку "теология" в России с трудом обретала статус научной дисциплины в светских вузах, такого рода новости вызывают ажиотаж. Кто-то видит в этом продвижение по пути прогресса и возвращение в лоно европейской цивилизации, где теология - признанная научная дисциплина, кто-то - "возвращение в средневековье".

Что же за явление мы наблюдаем? Строго говоря, кафедра теологии уже вторая в МИФИ. Первая была открыта в 90-х годах 2001 году в Саровском физтехе, который несколько лет назад вошел в состав МИФИ. Обучение будущих теологов шло на внебюджетной основе и было в те годы очень востребовано.

Заместитель руководителя по учебной работе Саровского физтеха Владимир Алексеев рассказал "РГ":

- По специальности "теология" принят государственный федеральный стандарт, по которому ведется обучение на кафедре. В дипломе у бакалавров значится - "теолог, преподаватель". Никаких сугубо религиозных вещей в стандарте, естественно, нет. Преподавание на кафедре - светское, а среди студентов есть и неверующие люди.

Решение о том, что специальность "Теология" будет в государственных направлениях подготовки кадров, было принято минобрнаукой в феврале 2000 года. В том же году при МГУ было создано отделение Учебно-методического объединения, которое занялось проектом стандарта. Проект стандартов не вызвал никаких нареканий со стороны экспертов и был одобрен. Согласно стандарту, теолог-бакалавр может иметь специализацию в христианской, исламской или иудейской теологии и продолжить учебу в магистратуре. В стандарте подчеркивается, что "теология - это комплекс наук, которые изучают историю вероучений... религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность... историю и современные взаимоотношения между различными религиозными учениями и религиозными организациями". И особо выделено - изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит светский характер. Сегодня теологию и отдельные богословские дисциплины преподают уже более чем в 30 вузах Российской Федерации, из них 25 имеют лицензию на подготовку теологов в соответствии с государственным стандартом.

В Сарове, кстати, интерес к специальности поутих. В прошлом году набора на кафедру теологии не было, в этом - тоже, кафедра пока работает как поддерживающая.

- Угасающий интерес связан с тем, что обучение платное. И к тому же Саров - закрытый город, приток желающих учиться богословию у нас ограничен, - объясняет доктор физико-математических наук, ведущий сотрудник ВНИИЭФ НИЯЦ и "выпускник" кафедры теологии Игорь Куцык. - Меня в свое время побудила к учебе на кафедре попытка ответить на пограничные для науки вопросы - эволюции мироздания, возникновения человека и разума. И мне хотелось также свою веру сделать более рационально-осмысленной, осознанной. Как многие верующие ученые (мои темы - физика плазмы, атмосферное электричество), я считаю, что религия и наука не противоречащие, а дополняющие друг друга мировоззрения. Наука изучает механизм мироздания, законы, объясняющие, как происходит то или иное явление, а религия говорит о конечных причинах. Когда я был студентом первого курса МИФИ, помню, у нас зашел разговор о религии, и один парень, неформальный лидер, в ответ на чей-то пренебрежительный тон "А ты хоть одного живого попа видел? Я видел, и он меня буквально через 5 минут поставил в тупик". Сейчас этот парень доктор наук и преподаватель МИФИ. Не надо думать, что физики по определению атеисты. Хороший физик понимает, как часто бывает недостаточно естественно-научного подхода. Возникновение Вселенной научными методами не проверить. Хотя бы потому, что однократное событие.

Из выступления митрополита Илариона перед студентами МИФИ:

...В нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с тем, что блестяще эрудированный человек, который обладает самыми разными познаниями в разных областях, прекрасно знает русскую и мировую литературу, проявляет поразительную некомпетентность, когда речь заходит о религии. Преодоление этой некомпетентности и невежества, которые мы унаследовали еще от советского прошлого, - это самая первая и простая задача кафедры теологии. Но у нее есть и другие задачи. Дело в том, что сферы религиозного и естественно-научного знания очень различны, но они соприкасаются в том, что, собственно, относится к опыту человеческой личности и жизни. Каждый человек, занимающийся наукой, тем или иным образом определяет себя в отношении к религии.

Известно, что среди ученых-естественников есть люди как верующие, так и неверующие. Это связано с личным выбором человека. Но выбор не может быть абсолютно оторван от профессиональной деятельности, потому что так или иначе эти сферы знания смыкаются. Например, человек, который изучает физические законы бытия, строение Вселенной, в какой-то момент неизбежно приходит к вопросу, как все это появилось. ...Та теология, которая преподается в духовных учебных заведениях, и та теология, которая может развиваться на светской академической площадке, - это два совершенно разных вида теологии. Когда мы говорим о кафедре теологии в светском учебном заведении, то мы не предаемся теоретическим рассуждениям, но можем уже говорить на основании практического опыта, поскольку почти в 50 университетах и высших светских учебных заведениях России такие кафедры созданы и функционируют. Должен сказать, что уже имеется положительный опыт работы таких кафедр теологии, которые возглавляются православными священнослужителями, но в рамках которых ведутся спецкурсы по исламу, иудаизму, буддизму, по другим религиозным традициям. Все это может быть создано и на кафедре теологии МИФИ.

Компетентно

Ефим Пивовар, ректор РГГУ:

- В свое время я участвовал в разработке стандарта теологии для высшей школы. Церковные иерархи тоже принимали активное участие в этой работе. В стандарте было закреплено, что православный может заниматься исламской, иудейской или буддистской теологией. То есть, будучи приверженцем одной религии, он может заняться изучением другой.

Прямая речь

Митрополит Волоколамский Иларион, заведующий кафедрой теологии МИФИ:

- Слушать лекции на кафедре теологии будут те из студентов МИФИ, кому это будет интересно. Посещение лекций будет исключительно добровольным. С учетом занятости студентов изучением основных предметов, вероятно, трудно прогнозировать, что лекции будут собирать огромные аудитории. Главное в данном случае не количество, а качество: качество лекций и заинтересованность слушателей. Инициатива открытия кафедры теологии в МИФИ принадлежит Ученому Совету МИФИ. Я со своей стороны дал согласие на заведование кафедрой, понимая значимость этого вуза для российского образования и науки, искреннюю и осознанную заинтересованность в этом его руководства, а также уже имеющийся добрый опыт сотрудничества этого университета с Церковью.

Мнение

Михаил Алфимов, академик РАН:

На взгляд, такая кафедра полезна. Дело в том, что большинство ученых смотрят на мир, грубо говоря, с точки зрения атомов и молекул. Но вопросы познания и восприятия мира намного сложней. И здесь может помочь методология религиозного познания. Конечно, речь не идет о примитивных представлениях, будто бы Бог за шесть дней создал мир, а из ребра Адама создал Еву. Важно обсуждать способы познания мира, место в нем человека.

Но принципиально, чтобы на кафедре теологии преподавали люди, которые хорошо знают физику, чтобы они вели мировоззренческие дискуссии и беседы. Это очень важно особенно сейчас, когда ученые активно обсуждают, как возникала наша Вселенная, что с ней будет в будущем, почему она расширяется с ускорением, есть ли бозон Хиггса. Ведя эти дискуссии, физики нередко забывают, что на самом деле наши представления о Вселенной лежат не в физическом мире, а в сфере познания.

Для меня образцом ученого с широким мировоззрением является французский теолог и философ, священник-иезуит, один из создателей теории ноосферы Пьер Тейяр де Шарден. Он внес значительный вклад в палеонтологию, антропологию, философию, создал своего рода синтез католической традиции и теории космической эволюции. Его работы отличают удивительное сочетание строго научного стиля, четкой логики и поразительных по эмоциональному воздействию фрагментов, сравнимых с духовными гимнами великих христианских мистиков.

Словом, считаю, что крайне важно в спорах и дискуссиях о мире и его познании растить поколение не зашоренное на узких догмах. Сам бы с удовольствием поучаствовал в таких диспутах.

Юрий Осипов, президент РАН:

Мы живем и будем жить в светском обществе, где религия отделена от государства. Признаюсь, для меня, как, наверное, и для многих ученых, очень интересно знать, как исторически складывались взаимоотношения религии и науки, почему возник в известном смысле конфликт между светской наукой и богословской. В Средние века первые серьезные научные работы сделаны людьми, которые занимались богословием. А вот выводы, к которым они приходили, - это уже светская наука. Скажем, свое открытие, что видимые движения небесных светил объясняются вращением Земли вокруг оси и обращением планет, в том числе Земли вокруг Солнца, Коперник сделал, занимаясь богословием.

Вообще взаимоотношение науки и религии очень деликатная тема. Для многих вера основана на "живом" Боге, а Библия - книга, где описано, как Творец создавал наш мир. И так было много веков. Но потом появились люди, для которых Бог - это уже некий символ, абстракция. И они стали совсем по-другому смотреть на этот мир, на то, как он возник. Тогда-то пути науки и религии разошлись. Возможно, я ошибаюсь.

И с годами эта пропасть увеличивалась. Но мне кажется, что серьезный ученый должен задуматься, а какова связь между наукой и религией, каково соотношение между верой и знаниями. Хочу отметить, что довольно много очень известных ученых постепенно начинали осмысливать эту связь. Почему? Оказывается, что для миропонимания им не хватает знаний светской науки, как говорится, не удается убедительно замкнуть систему.