Борис Дубин, культуролог:
Социологам известно: более 60 процентов взрослых россиян не верят в расскаяние преступника. И не принимают во внимание возможные случаи судебных ошибок.
В этом смысле в США тоже резко относятся к преступлениям со смертельным исходом, но там - по причине сильного индивидуализма и понимания того, что только сам человек должен отвечать за все, что он сотворил. В России же это идет от разлитой в обществе агрессии, привычки к актам насилия и невысокой цены человеческой жизни.
Конечно, если о страшных ДТП с соответствующими интонациями и оценками будет говориться на основных каналах телевидения, это еще больше укрепит установки россиян на ужесточение наказания.
Не спорю, оставлять безнаказанными вопиющие случаи на наших дорогах, нельзя. Но как говорил герой Зощенко, высшую меру я с трудом переношу. Между безнаказанностью и высшей мерой довольно много вариантов, в том числе и серьезные сроки, все зависит от того, в каком состоянии были водитель и потерпевший. Каждый случай требует внимательного и подробного разбирательства. Но общий настрой общества - "око за око и зуб за зуб" - мне не по душе. Это архаика.
Проводилось множествого исследований в разных странах о влиянии страха наказания на уровень преступности. Никаких убедительных доказательств связи между этими величинами не обнаружилось. Напротив, есть связь между смягчением нравов, отменой смертной казни и падением количества преступлений. Эти данные опубликованы.
Я лично против высшей меры наказания, есть другие способы воздействия на людей, совершивших преступления. За самим преступлением могут оказаться такие сложные мотивы, в которых, может быть, и суд не сумеет разобраться.
И еще. Ужесточая наказание, мы, члены социума, перекладываем ответственность на государство. Зная наших чиновников, уж кому бы я не стал доверять распоряжаться человеческой жизнью в современной российской истории, так это государственной машине. Она уже столько всего наделала в прошлом против своих граждан!
Что касается пьянства за рулем. Попытки решить вопрос об алкоголизме и ответственности за действия человека в состоянии сильного алкогольного опьянения, навести порядок самыми жесткими средствами, как мы знаем, успеха особенно не имели. Нужно что-то более продуманное и системное, влияющее не просто на то, чтобы спиртное было недоступно, а чтобы что-то в голове у человека "щелкнуло" .
Геннадий Вдовин, директор музея Останкино
Что мы можем сделать, чтобы человек, не имеющий прав, не садился за руль.? Может ли общество справиться с таким вот своим безбашенным состоянием?
Мне кажется, что ужесточительными мерами мы мало чего добьемся. Эффект может быть как от "сухого закона", введение которого легко вызывает увеличение отравлений подделками алкоголя и активное самогоноварение.
Ужесточение мер по отношению к пьяным водителям, на мой взгляд, вряд ли даст адекватные результаты. Те, кто полагает, что им можно пить за рулем, будут пить. Пока не вымрут. А мы, все остальные, будем страдать от них.
Если уж серьезно относиться к этой теме, то надо вести речь о медосмотре, сделанном профессиональными медиками, обследующими человека на профессиональном оборудовании и проверяющими в том числе его устойчивость на алкоголь. А огульное ужесточение правил ничего не даст.
Я водитель с многолетним стажем. И по моим наблюдениям, мы ездим так же, как и ведем себя в обычной жизни. Автомобиль - это просто сложно устроенная призма с большим увеличением. Посмотрите, ведь у нас мало кто, выходя из дома, придерживает дверь перед старушкой. А в метро, увидев человека с тяжелой сумкой, скажет ему "Давайте я вам помогу" или придержит дверь перед женщиной с коляской. И вот это ежедневное хамство, которое не ведет к травматическим последствиям, на дорогах превращается в возможность усесться пьяным за рулем. На дорогах мы просто продолжаем хамить, начав у подъезда. Переломить это можно не столько просвещением, сколько воспитанием. Как только у тебя в голове отложится "прижмись, пропусти человека, идущего вверх по лестнице с грузом", ты уже потенциально хороший водитель.
Сегодня этика обычных межчеловеческих отношений деформировалась, прогнулась. Я это вижу по трем собственным сыновьям. Приходится обращать их внимание: "Ты не придержал дверь". И слышать в ответ: "Ты знаешь, я не обратил внимания". Не негодяй, не мерзавец, просто не увидел. Но пока наш глаз не заточен на чужие боль и страдание, мы не научимся жить в свободе. Хотим освоить свободу, не ведущую к пьяным авариям, давайте не хлопать дверью, не повышать голос на незнакомого человека и т. п. Это важнее просвещения на тему поведения на дорогах и социальной рекламы.