О возможном иске сообщил глава правительства мятежной провинции Артур Мас. Он обещал, что Каталония обратится в Европейский суд и к властям Евросоюза, "если испанское правительство через Конституционный суд запретит нам проводить референдум о независимости". 25 ноября в регионе состоятся досрочные выборы в местный парламент. В случае если победят сторонники независимости, они обещают провести референдум об отделении региона от Испании. Причины сугубо экономические: Каталония не имеет права самостоятельно решать, сколько налогов перечислять в федеральную казну.
Окончательно терпение местных чиновников лопнуло в середине года. Из-за мер бюджетной консолидации, которые приняло центральное правительство Мариано Рахоя, Каталония, которая считается самой богатой и развитой областью Испании, оказалась неспособна обслуживать собственные долговые обязательства. Артур Мас выставил Мадриду ультиматум: пять миллиардов помощи или налоговая независимость. Рахой согласился помочь финансово, но о независимости попросил не заикаться. Маса такой ответ не устроил.
Каталония уже активно готовится к референдуму. В начале сентября в Барселоне как минимум 600 тысяч человек участвовали в марше под лозунгом "Каталония - новое государство Европы". Социологические опросы показывают, что отделение от Испании поддерживают около 90 процентов каталонцев. Причем регион может стать лишь первой ласточкой в назревающем параде суверенитетов.
На очереди Страна Басков и Галисия, где досрочные парламентские выборы пройдут уже в это воскресенье. По мнению директора европейских программ Центра изучения постиндустриального общества Екатерины Кузнецовой, федеральное правительство само виновато в возникших проблемах. Долгое время региональные банки брали неограниченные займы, которые не смогли отдать после наступления кризиса. На помощь пришло федеральное правительство. Однако в регионах, которые развивались более успешно, возник резонный вопрос: почему мы должны платить за ошибки других? Кузнецовой это напомнило ситуацию в ЕС в миниатюре, "когда одни государства проводили неразумную финансовую политику, а другим пришлось за это расплачиваться".
По сути, такие же проблемы возникают и в других государствах Европы - Бельгии, Великобритании, Италии, чьи более зажиточные регионы недовольны проводимой в этих странах фискальной политикой. Парадокс ситуации заключается в том, что, по мнению директора Центра европейских исследований ГУ ВШЭ Тимофея Бордачева, в конечном итоге эти процессы могут привести к еще большей интеграции на континенте. Эксперт уверен, что "распад на уровне государств только способствует интеграции, поскольку плодит небольшие страны, которые не смогут самостоятельно выживать".
Это подтверждает тот факт, что больше других заинтересованы в более тесной интеграции в Евросоюз, в первую очередь, малые государства, тогда как крупные - Франция, Великобритания и Германия, напротив, препятствуют этой тенденции. В этой связи Бордачев напомнил, что Европа была наиболее интегрированной в Средние века, когда власть короля была лишь номинальной, а реальной властью обладали герцогства и графства.