Для США ключевая роль женского электората - политическая аксиома. По состоянию на 2010 год в стране насчитывалось приблизительно 157 миллионов женщин и 152 миллиона мужчин. Женщины дольше живут: в возрасте 85 лет и старше их в Америке примерно вдвое больше, чем мужчин. К тому же они чаще голосуют.
В 2008 году Обама выиграл президентские выборы в основном за счет прекрасного пола, отдавшего ему предпочтение перед республиканцем Джоном Маккейном с перевесом в 13 процентов голосов. Среди мужчин его преимущество составляло лишь около 1 процента.
И в нынешнем отборочном цикле американки поначалу безоговорочно предпочитали Обаму кандидату республиканской оппозиции Митту Ромни. Еще весной действующий президент опережал соперника в ключевых "спорных" штатах по популярности среди соотечественниц приблизительно на 20 процентов.
Но в последнее время его превосходство стало таять, а после первого крайне неудачного для него раунда предвыборных дебатов вовсе сошло на нет. Сегодня газета "Ю-Эс-Эй тудей" обнародовала итоги нового опроса избирателей, проведенного ею совместно с организацией Гэллапа. Он выявил лидерство Ромни среди вероятных избирателей в ключевых штатах с перевесом в 4 проц голосов - главным образом из-за того, что женские симпатии на сей раз разделились практически поровну (49 проц за Обаму, 48 проц за Ромни).
Правда, предвыборный штаб Обамы сразу оспорил эти данные. По его словам, при отборе вероятных избирателей организаторы исследования изначально предусмотрели слишком большую "фору" в голосах для республиканцев (известно, что те обычно более дисциплинированно являются на выборы, и потому в выборке их должно быть больше). Однако служба Гэллапа в ответ заявила, что, судя по итогам выборов 2008 и 2004 годов, ее модель скорее слегка перекошена в пользу демократов.
Как бы то ни было, и близкие к партии власти социологи в США признают, что женщины стали теплее смотреть на Ромни, которого изначально на дух не переносили. Во многом это его заслуга: в первом раунде дебатов он выглядел не бездушным монстром, каким его порой изображают в политической антирекламе, а нормальным человеком - солидным, вежливым, улыбчивым. Многим американкам понравилось его умение слушать собеседника, которым Обама тогда как раз не блеснул.
Что касается политических программ кандидатов, для женщин, согласно тому же опросу "Ю-Эс-Эй тудей", на первом плане находится право распоряжаться собственным телом, включая и право на аборт, а затем уже следуют остальные экономические и медицинские вопросы. Ромни в своей политической карьере в свое время выступал и за "право выбора" для женщин, и - совсем недавно - категорически против абортов. Теперь он предпочитает просто давать понять, что этот вопрос для него не очень актуален, хотя заведомо ясно, что в случае победы на выборах ему так или иначе придется платить политические долги консерваторам.
В экономике же он теперь по ряду тем просто лидирует в глазах избирателей, включая женщин. По сути это не очень понятно, поскольку в отличие от Обамы он в принципе ратует за уменьшение роли государства в экономике, сокращение социально-экономических программ. Между тем американки особенно заинтересованы в таких программах: по данным профильных общественных организаций, в США сейчас насчитывается около 55 миллионов незамужних женщин, многие из которых самостоятельно воспитывают детей. В 2010 году срединный доход матери-одиночки в США составлял около 24,5 тысячи долларов за год против 77,7 тысячи долларов у семейной пары.
В 2008 году 70 процентов незамужних американок отдали свои голоса Обаме. Сейчас они к тому же в массе своей обижены недавним публичным высказыванием Ромни о том, что 47 процентов населения страны - нахлебники, не умеющие самостоятельно позаботиться о себе и нуждающиеся в помощи. Они не без оснований полагают, что республиканец, в частности, имел в виду и их.
И тем не менее для действующего президента США было бы верхом неосторожности считать, будто голоса этих людей у него уже в кармане. Я, например, лично знаком с немолодой американкой, в одиночку воспитывающей пару приемных детей из России, пользующейся программами государственной помощи и при этом принципиально голосующей за республиканцев. На вопрос, почему, она обычно отвечает: "Потому что лучше научить человека рыбачить, чем кормить его дармовой рыбой".
С этим, кстати, скорее всего, охотно согласился бы не только Ромни, но и сам Обама. Американцев вообще с младых ногтей приучают рассчитывать на себя и свои силы, а не на "доброго дядю" из собеса. И в нынешней гонке республиканец постоянно пользуется этим пропагандистским клише, и оно у него срабатывает, хотя он зачастую не в состоянии четко объяснить, как именно намерен выполнять громкие предвыборные посулы.
Демократ ему на это пеняет и со своей стороны подчеркивает, что сам-то он не врет. Дескать, действующему президенту страны безответственные обещания давать не к лицу. Это, конечно, правильно. Но вот одна знакомая американка сказала мне, что в первом раунде дебатов Обама проиграл как раз потому, что выступал, "как президент, а не как кандидат".
Кандидату же положено добиваться от избирателей взаимности. А при этом, наверное, не грех помнить, что, как говорят и в России, и в Америке, "женщины любят ушами".