Бен Аффлек представил свой новый фильм "Операция "Арго"

Новый фильм Бена Аффлека "Операция "Арго" переносит нас на десятилетия назад. И не только в том смысле, что в центре сюжета - события, произошедшие во время иранской революции 1979 года, но и в том, что зритель увидит яркий, умный голливудский приключенческий фильм, какие в последние годы уступили экран бессмысленным трах-бахам, где теряются и сюжет, и смысл.

Фильм снят по мотивам реальной истории, случившейся после захвата американского посольства в Тегеране опьяненной победой исламистской толпой (ну как не провести параллель с тем, что произошло недавно в Ливии!). Шесть человек сумели выскользнуть из посольства и спрятаться в доме канадского посла. Перед ЦРУ встала нелегкая задача вывести беглецов из посольства и вывезти их из страны. К делу был привлечен Голливуд: шестерка спрятавшихся была объявлена подготовительной группой, искавшей место для натурных съемок фильма "Арго". Дальше - дело техники. Смешной и страшноватой техники.

Бен, вы сняли драматический фильм, основанный на реально случившемся событии, но с ним не сравнится самая лихая выдумка сценаристов. Как вам это удалось?

Бен Аффлек: Проще не бывает! Я с самого начала приказал себе, что буду очень трепетно относиться к фактам, к сюжету, к духу правды, но дам себе свободу в деталях. Полную свободу, должен заметить. Мы набрали с десяток консультантов из иранских эмигрантов, которые сейчас плотно оккупировали Беверли-Хиллз, и вы бы слышали, как они ругались между собой, споря о том, как выглядел тегеранский аэропорт в 1980 году. Где стояли цветы, в каком месте был газетный киоск и пр. И я понял, что надо остановиться, а то просто утону в мелочах. Поэтому и не стеснялся: ужимал, спрессовывал события, подбирал детали так, чтобы они помогали сюжету. И так далее. Но вот что, очень важное, я не хотел упустить - пусть даже оно не имеет к событию прямого отношения. Я начал фильм с короткой исторической вставки: мятеж 1953 года, сбросивший демократическое правительство Моссадыка и отдавший власть шаху. За спиной мятежников стояло то самое ЦРУ, которое через 27 лет изощренно, умно и героически спасло беглецов. Менее всего я хотел бы упрощенности: эти розовые и пушистые, а те - негодяи и подонки.

Как вы пришли к идее этой ленты? Оба фильма, поставленные вами до нее, - "Беги, детка, беги" и "Город воров" - мрачные триллеры, где действие разворачивается в криминальных районах вашего родного Бостона. А тут ось Тегеран - Лос-Анджелес, и триллером даже не пахнет.

Бен Аффлек: Возраст зовет за забор! (улыбается) Серьезно же говоря, тема мне близка. Прежде чем увлечься актерством, я учился в солидном колледже по специальности "Ближний Восток", и эта неспетая песня до сих пор бьется у меня в груди. Прочтя сценарий, я понял, что он буквально создан для удовлетворения моих комплексов несостоявшегося востоковеда. Здесь и антураж, и столкновение психологий восточных и западных людей, и общественные силы, выплескивающиеся в очень специфичной манере. И еще много чего, что и не выразишь словами.

В вашем фильме переплетаются два жанра: сатира на Голливуд и приключения американцев в Тегеране...

Бен Аффлек: И главная моя задача была в том, чтобы они не расплелись. Потому что очень легко все рассчитать: вот здесь зритель засмеется, а здесь в ужасе схватится за ручку кресла. Но самые высокопрофессиональные режиссеры могут провалиться (и ведь проваливались!), если у них нет актеров, до микрона улавливающих, ЧТО надо играть в данной сцене и способных мгновенно переключиться с комического регистра на драматический. Мне несказанно повезло, что мы сумели привлечь к работе таких мастеров, как Алан Аркин, получивший "Оскара" за "Маленькую мисс Счастье", любимец публики Джон Гудман ("Король Ральф", "Большой Лебовски", "Золотой глобус" за работу в фильме "Бартон Финк" - М.О.), интеллектуал Виктор Гарбер ("Клуб первых жен", "Титаник" - М.О.).

...И как сам Бен Аффлек - напомню читателям, что вы играете одну из главных ролей. Кстати, недавно я разговаривала с Мэттом Дэймоном, которого ваша жена Дженнифер Гарнер назвала "супругом моего супруга" - так вы близки. Так вот, Мэтт категорически не хочет становиться по эту сторону камеры, не хочет сам снимать. Вы же, несмотря на Кубок Вольпи в Венеции и прочие актерские почести, все больше увлекаетесь режиссурой. Не потеряет ли зритель одного из любимых актеров.

Бен Аффлек: Нет-нет! Конечно, режиссура мне очень интересна - можно выразить себя и глубже, и разностороннее. Но при этом - зачем же отказываться от актерской профессии? Возьмите нашего патриарха Клинта Иствуда: прекрасно снимает и не менее прекрасно снимается. Или тот же Джордж Клуни... Мне, как и им, нравятся обе профессии - и за камерой и перед нею. Тут, правда, есть сложность. Когда ты снимаешь, то исчезаешь с горизонта на год-два, а Голливуд любит тех, кто крутится рядом: позовут тебя - а ты на месте! Но вот если позовут, а ты занят, то в другой раз могут и не позвать. Поэтому совмещать - вот это требует и умения, и удачи, и отдачи. Мэтту в этом смысле, безусловно, легче.

Фильм вызвал большой интерес на Торонтском кинофестивале и сразу же был зачислен в ряды наиболее возможных соискателей "Оскара", а журнал Hollywood Reporter даже изложил пять причин, по которым вы должны получить эту награду. Главная из них: это голливудский фильм о героическом Голливуде, окунувшемся в большую политику и обыгравшем злодеев.

Бен Аффлек: Во-первых, это так и было. Во-вторых и в главных, нам хотелось показать, что мы все неотделимы от того, что происходит в мире. И если это удалось - я очень рад.

Фоторепортаж