В Москве стартовал международный кинофестиваль "2-in-1"

В пятницу в Москве открывается международный кинофестиваль "2-in-1". Он будет проходить в течение четырех дней в кинотеатре "35 мм" и киноклубе "Фитиль".

"2-in-1" показывает в основном фильмы "независимых", которые не слишком примелькались на форумах габаритов Каннского или Венецианского, - претендует открывать публике малоизвестное. В этом смысле в его афише много интересного. Здесь программа с заковыристым - для знатоков и гурманов - названием "Инди-пудинг", где испечен пирог из американских независимых. Такой программе пристали идеи, где парадоксальность важнее истины, как, например, слова члена жюри Питера Бакстера: "Качество инди-фильма тем выше, чем меньше денег потрачено на его съемки". Здесь беспрецедентная "История кино. Одиссея" Марка Казинса - 15-часовой сериал, снятый на всех пяти континентах. Здесь мастер-класс немецкого режиссера Андреаса Дрезена об импровизации в кино и круглый стол "Судьба авторского кино в XXI веке" с участием Леоса Каракса. Здесь, наконец, конкурс, состоящий почти целиком из интригующих "черных лошадок" (исключение - уже нашумевшая в Сочи драма Павла Руминова "Я буду рядом").

Но без мирового фестивального хита все же не обошлось, и это первый фильм, на который надо обратить внимание и который нельзя пропустить, - "Охота" Томаса Винтерберга, ею открывается фестиваль. По эмоциональному напряжению картину можно сопоставить только с триллером Михаэля Ханеке "Забавные игры", где в мирную семью под благовидным предлогом вторгаются и ее садистски пытают юные головорезы.

Винтерберг известен как один из зачинателей датской "Догмы" и создатель первого и наиболее успешного фильма этого движения - "Торжество". Теперь наиболее успешная его картина - несомненно, "Охота". Она уже не имеет отношения к пошедшей в тираж эстетике "Догмы", но, как и предыдущими картинами Винтерберга, ею движет ярко выраженный общественный темперамент автора. На этот раз он достиг точки трагического кипения: фильм - о том, как легко даже самое благополучное общество срывается в истерику - разрушительную и кровавую.

Сегодня в мире несколько социальных раздражителей, заводящих социум в тупик. Среди них - истерия вокруг педофилии. В этом есть элемент безумия: в одной России, по статистике, тысячи детей гибнут от родительских побоев, но общественное мнение об этом молчит, воюя только с педофилами - преступниками, которых относительное меньшинство. Здесь все накалено до предела, и любой ложный навет на учителя мстительной школьницы, которой он влепил двойку, может стать для хорошего педагога причиной жизненной катастрофы.

Как раз эту коллизию исследует фильм. Крошечная Клара, сублимируя первые смутные эротические позывы, делится с подружками по детскому саду фантазиями насчет любимого воспитателя Лукаса. Подружки рассказывают родителям, те - директрисе детсада, и вот уже взбесившийся городок начинает травлю своего вчерашнего доброго соседа и законопослушного гражданина - ведь считается, что "дети не могут врать". Зрители фильма теперь знают, что могут - да еще как! На экране идет война на поражение, и это тот случай, когда спокойно усидеть в кресле кинозала трудно: хочется включиться в действие, чтобы восстановить справедливость и спасти нелепо оболганного человека. Это фильм, который нужно показывать взбудораженной стране по телевидению в прайм-тайм - так вовремя он пытается охладить разгоряченные головы, урезонить разбушевавшееся "общественное мнение", для которого самым привычным лозунгом становится "Ату его!".

И второе, что, на мой взгляд, нельзя пропустить на фестивале, - ретроспектива недавно ушедшего из жизни Кена Расселла. У этого английского мастера репутация скандалиста, хулигана, режиссера то ли эксцентричного, то ли "попсового" - в любом случае при упоминании о нем в кругу гурманов принято кривиться. Между тем его художественный мир ни на что более в кино не похож - по визуальной изобретательности, по неожиданности подхода к герою, жанру и к самому кинематографу.

По "всеядности"  - точнее, по универсальности интересов - он мало имеет себе равных. В его фильмографии и триллеры, и "черные комедии", и грубоватые фарсы, и рок-опера, и комедийные мюзиклы, и такие "кинобиографии", после которых прототипам уже не отмыться. Фестиваль покажет только одну сторону его увлечений - игровые музыкальные фильмы "Малер", "Листомания", "Любители музыки" - вызывающая фантазия на темы жизни и сочинений Петра Чайковского и, наконец, "Томми" - сенсационная версия рок-оперы группы The Who, первый в истории пример эстетики музыкального клипа, доведенного до размеров полновесного шикарного киноспектакля.

Едва успев начаться в пятницу, этот рекордный по спрессованности фестиваль завершится в понедельник дебютным фильмом француженки Алис Винокур "Августина".