Ишаев предложил принять федеральный закон о Дальнем Востоке

В течение месяца минвостокразвития России должно подготовить перечень проектов, реализация которых важна для опережающего развития Дальнего Востока, но невозможна без финансовой поддержки государства. Такое поручение дал председатель правительства РФ на совещании, где обсуждались меры по ускорению социально-экономического развития ДФО.

По оценке ведомства, состояние экономики и уровень жизни дальневосточников несопоставимы с возможностями, которыми обладают восточные регионы страны. Опыт развития отдаленных территорий подсказывает, что без ломки стереотипов не обойтись.

- Поэтому я предложил принять федеральный закон о Дальнем Востоке, в который необходимо заложить ряд преференций и особых условий для решения проблем округа, - сообщил министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока - полномочный представитель президента РФ в ДФО Виктор Ишаев. - Подготовкой проекта закона также займется министерство.

Глава минвостокразвития считает, что основа опережающего развития региона - это инфраструктурные проекты, в том числе такие, как реконструкция Транссибирской железной дороги, увеличение пропускной способности Байкало-Амурской магистрали, создание особых экономических зон, строительство значимых социальных и промышленных объектов. Но без массированных серьезных финансовых вливаний из бюджета эти задачи не решить.

- Если, как предлагают энергетики и транспортники, включить инвестиционную составляющую в тарифы, они станут абсолютно неподъемными, и тогда с Дальнего Востока последние люди уедут, а территория станет совершенно инвестиционно непривлекательной, - отметил министр-полпред. - На инфраструктуру привлечь инвестиции действительно сложно, ведь многие транспортные и энергетические объекты фактически не окупаются. Ежегодно в экономику Дальнего Востока из федерального бюджета по различным программам должно направляться примерно 100 миллиардов рублей. Только так мы сможем осуществлять проекты опережающего развития этого важного региона, только тогда мы будем иметь мультипликатор, за которым пойдут и частные инвестиции, и иностранные.

Мощное финансирование может, в частности, обеспечивать и Фонд развития Дальнего Востока. Принято решение о его докапитализации. На подготовку соответствующих предложений Дмитрий Медведев отвел две недели. Впрочем, идеи о том, как капитализировать Фонд развития, уже есть.

- Капитализация, конечно, должна возрасти кратно: с нынешних 500 миллионов рублей фонд надо для начала увеличить хотя бы до 50 миллиардов, а потом развивать его и наращивать сумму, - подчеркнул Виктор Ишаев. - Для этого можно использовать финансовые ресурсы, которые простаивают в других фондах - например, в Пенсионном (накопительная часть), в фонде национального благосостояния. Есть прибыль у банков с государственным участием - Сберегательном, ВЭБ и других. Государство вправе изъять свою долю и направить ее в Фонд развития Дальнего Востока. Этот институт обязательно надо насыщать и капитализировать. А поскольку наблюдательный совет фонда возглавляет премьер-министр, то деньги из-под контроля правительства не выходят.

На инфраструктуру привлечь инвестиции сложно, ведь многие транспортные и энергетические объекты фактически не окупаются

Важные объекты, прежде всего социальные, можно будет возводить на принципах концессии. Строить их следует на деньги, полученные из фонда, а отдавать эти средства могли бы бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты постепенно, в соответствии с графиком погашения долга.

Еще одним механизмом оживления экономической деятельности и привлечения инвестиций в Дальневосточный округ может стать, по мнению экспертов, особый режим налогообложения для новых предприятий. Специалисты считают, что инвесторов нужно освобождать от налогов на прибыль, на имущество, на землю. Причем, подход ко всем инвесторам должен быть одинаковым, независимо от того, российские они или иностранные. Только в таком случае они могут на равных конкурировать с предприятиями, расположенными в центре России. Как вариант, новое производство предлагается освобождать от налогов на первые десять лет его деятельности. Второе десятилетие - это переходный период, в течение которого уровень налогообложения постепенно доводится до общепринятого.

- Нужно понимать, что эти сборы региональные: только два процента налога на прибыль уходит в федеральный бюджет, а налог на землю полностью зачисляется в муниципальную казну. Но необходимо учитывать, что пока предприятие не создано, нет и налоговой базы, - отметил министр по развитию Дальнего Востока. - Даже давая преференции инвестору на начальном этапе, территория все равно выиграет: получит доходы, которых раньше не было.

Для некоторых инвесторов камнем преткновения становится налог на добычу полезных ископаемых. В минвостокразвития полагают, что возможно освобождение предприятий от НДПИ на срок их окупаемости. В ДФО затраты на извлечение природных ресурсов значительно выше, чем в других регионах страны. В немалой степени это связано с неразвитостью либо полным отсутствием инфраструктуры в местах добычи. Как, к примеру, можно брать налоги с предприятия, разрабатывающего Эльгинское угольное месторождение в Якутии, если ему нужно строить дорогу, линии электропередачи, а также целый поселок?

Что же касается уже действующих промышленных предприятий, министерство предлагает провести ревизию старой производственной базы Дальнего Востока. Глава ведомства уверен: нельзя держать по десять заводов, выпускающих одинаковую продукцию по устаревшим технологиям и загруженных на 15 процентов. Следует оставить пару из них, а остальные перепрофилировать либо продать.

Инвесторов на Дальнем Востоке нужно освобождать от налогов на прибыль, имущество и землю

Острыми для ДФО являются практически любые вопросы, связанные с добычей, переработкой и продажей сырья. Виктор Ишаев заявил о необходимости пересмотра таможенной политики: "Нам необходимо вернуться к практике повышения таможенных пошлин на вывоз необработанного сырья, независимо от того, лес это или морские биоресурсы. Таким образом мы сможем стимулировать развитие деревообрабатывающей промышленности и рыбопереработки на Дальнем Востоке", - констатировал он.

Задача переориентации предприятий на глубокую переработку добытых ресурсов весьма актуальна для региона. В Хабаровском и Приморском краях уровень переработки рыбы и морепродуктов порядка 18 процентов, на Камчатке и Сахалине - и вовсе два-четыре. Кроме того, полпред убежден, что все добытое сырье - будь то рыба либо лес - должно продаваться только на электронных торгах, причем с созданием единой информационной базы, благодаря чему движение товара будет абсолютно прозрачным.

Предложения, которые выдвигает министерство РФ по развитию Дальнего Востока, изучит рабочая группа, а окончательно их рассмотрят на наблюдательном совете Внешэкономбанка, председателем которого является глава кабинета.

Мнение

Сергей Луговской, депутат Законодательной думы Хабаровского края:

- На Дальнем Востоке уже давно необходимо создать особую экономическую зону с серьезными преференциями, специальный режим налогообложения для новых предприятий. ДФО уверенно становится одним из самых перспективных регионов в нашей стране. В последнее время на дальневосточной земле получают развитие многие инфраструктурные и экономические государственные проекты, которым, безусловно, нужна будет финансовая поддержка из федерального центра. А создание новых предприятий в округе требует предоставления налоговых преференций. Кроме того, необходимо предлагать привлекательные условия для развития частного бизнеса, чтобы люди с удовольствием приезжали жить и работать на Дальний Восток.