В Кузбассе намерены создать кластер тяжелого машиностроения

Отраслевая комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) поддержала инициативу Ассоциации машиностроителей Кузбасса по созданию в регионе кластера тяжелого машиностроения с включением его в федеральный перечень пилотных инновационных программ развития.

Отраслевые эксперты полагают, что это может стать важной мерой поддержки местных производителей после вступления России во Всемирную торговую организацию.

Не умрем, но изменимся?

Создание технологических кластеров в разных регионах и отраслях - часть обсуждаемого на федеральном правительственном уровне плана адаптации российской экономики к условиям жесткой конкуренции с зарубежными производителями. Кластеры - своего рода кирпичики новой экономической системы, строительство которой, по идее, должно быть спровоцировано членством в ВТО. Проще говоря, чтобы выжить, отечественным производителям лучше объединиться. Точнее, скооперироваться.

Надо сказать, в СФО еще в 2007 году приняли межрегиональную инновационную программу "Сибирское машиностроение", решив наладить выпуск высокотехнологичной продукции для базовых отраслей экономики округа. За Кемеровской областью "закрепили" производство горно-шахтного оборудования. Кузбасские машиностроительные заводы, изучив потребности угледобывающих предприятий, готовы были производить для них продукцию. Но, по словам экспертов, всякий раз, как дело доходило до конкретных заказов и конкурсов, угольщики предпочитали иностранных поставщиков отечественным. А последние нередко и о торгах-то узнавали постфактум.

Словом, отечественное машиностроение и без ВТО давно существует в условиях жесткой конкуренции: пошлины для импортеров горно-шахтного оборудования в Россию с 2006 года не превышают пяти процентов. В итоге, по данным Кемеровской таможни, ввоз машин и оборудования в товарной структуре импорта региона за январь-сентябрь 2012 года превысил 73 процента, а экспорт едва дотянул до 0,7 процента. Доля машиностроения в экономике Кузбасса вот уже несколько лет не превышает трех процентов, тогда как еще двадцать лет назад отрасль обеспечивала до четырнадцати процентов ВРП. И теперь, если не принять меры не только на областном, но на федеральном уровне, ситуация может усугубиться.

По мнению директора Ассоциации машиностроителей Кузбасса Сергея Никитенко, вступление в ВТО чревато "вторжением" на российский рынок тех производителей горных машин, которые сюда пока еще не пришли. В качестве защитных мер ассоциация предлагает ввести институт территориального заказа (его доля должна быть не менее двадцати процентов) с публичным размещением и публичными же торгами, в которых бы местные производители участвовали наравне с зарубежными. А в основе, как предполагается, должен лежать механизм государственно-частного партнерства машиностроителей, горняков и органов исполнительной власти.

Инструменты развития

По словам председателя комитета по промышленной политике и развитию Ассоциации машиностроителей Кузбасса, начальника отдела департамента промышленности и предпринимательства обладминистрации Андрея Гребенникова, угольщики могли бы приобретать оборудование местного производства, но на таких же выгодных условиях, какие им предлагают зарубежные компании - в частности, с применением кредитных и лизинговых схем. И такие примеры есть.

В 2011 году компания "Объединенные машиностроительные технологии" (ОМТ), имеющая производственную базу в Киселевске, поставила на одну из шахт Ростовской области вы-емочный комбайн. Сама шахта ни за что не "потянула" бы такую сделку, не выступи покупателем лизинговая компания, которая потом сдала технику угольщикам внаем.

- Предоставлять заказчикам вместе с машинами варианты привлечения кредитных ресурсов, применять лизинговые схемы мы вынуждены еще и потому, что мировые цены и спрос на уголь сегодня снижаются, - говорит генеральный директор ОМТ Наталья Пономаренко. - Добывающие предприятия буквально по живому "режут" инвестиционные программы, утвержденные в начале года. Сокращают все в три-четыре раза, замораживают многие проекты и отказываются от покупки новой техники по уже подписанным контрактам (впрочем, это тенденция - не только российского рынка). Исключение составляет разве что оборудование для обогатительных фабрик, планы по строительству которых в Кузбассе огромные. Поскольку обогащение делает уголь более выгодным товаром, инвестиции в этот бизнес корректируются в самую последнюю очередь. Уголь как источник энергии никто не отменял, а его запасы позволяют нам строить оптимистичные прогнозы. К тому же мы активно развиваем ремонтное направление.

По мнению Андрея Гребенникова, в России было бы целесообразно создать лизинговую компанию на базе государственных кредитных организаций. Эта госкомпания должна стать инструментом развития внутреннего рынка горно-шахтного и горно-рудного оборудования. А отечественных (в данном случае кузбасских) производителей этого оборудования необходимо включить в список получателей федеральных субсидий на уплату процентов по займам, привлеченным в кредитных организациях страны. Предлагаемые меры поддержки, по мнению чиновника, помогут увеличить загрузку кузбасского машиностроения вдвое, довести налоговые поступления до миллиарда рублей в год и создать в отрасли десять тысяч новых рабочих мест.

Комплексный подход

Инвестиции нужны машиностроителям для модернизации производственных мощностей, внедрения современных информационных систем управления и новейших технологий. Но их нужно не просто приобрести, а еще и применять в соответствии с современными требованиями.
- В России машиностроение все-таки работало по принципу серийного производства: поставили на поток выпуск комбайна и выпускали его десятками экземпляров, - говорит первый заместитель гендиректора ОМТ, член научно-технического совета угольной промышленности при минэнерго РФ Владимир Добрыдин. - А уж шахтеры потом сами разберутся, приспособят технику под конкретные горно-геологические условия. Ведь не бывает в природе двух одинаковых участков недр, и каждый требует индивидуальных решений. Поэтому все машины мы проектируем индивидуально, предварительно изучая условия, в которых они будут работать. Наша стратегия в отношении заказчиков - комплексное решение их проблем. По этому пути идут уже многие производители. Уже начала складываться кооперация: мы делаем металлоконструкции, поставляем системы управления для, казалось бы, наших прямых конкурентов - Юргинского машиностроительного завода, размещаем заказы на Калтанском машзаводе, предлагаем в составе наших комплексов продукцию "Анжеромаша". Мы понимаем, что конкурентов в России у нас быть не может, что лучше всем вместе заработать десять рублей, чем отдельно по двадцать копеек.

Высокие технологические решения невозможны без современной конструкторской базы и квалифицированных кадров. В состав кузбасских машиностроительных холдингов входят предприятия, расположенные за рубежом, что открывает доступ к интеллектуальным ресурсам. Та же ОМТ, имеющая актив в Германии, осваиваемой сегодня американскими производителями тяжелой техники, "подбирает" там носителей технологических, конструктивных решений и, создав собственные конструкторские бюро на базе двух бывших российских проектных институтов, вкладывают средства в обучение молодых специалистов.

В то же время, по словам Натальи Пономаренко, наиболее остро сегодня стоит проблема квалифицированных кадров среднего звена, несмотря на тес-ные связи компании с учреждениями профобразования. Заинтересовать юное поколение даже возможностью зарабатывать хорошие деньги в реальном секторе экономики пока практически не удается. Без государственной программы эффективных мер по повышению престижа рабочих профессий не обойтись.

Справка "РГ"

За восемь месяцев 2012 года предприятиями машиностроения в Кемеровской области произведено продукции на сумму 35,8 миллиарда руб-лей, что на 25 процентов больше соответствующего периода 2011-го. Индекс производства составил: машин и оборудования - 110,5 процента, электрооборудования - 93,1, транспортных средств - 140,6 процента. Численность работающих в отрасли - 35 тысяч человек.