Напомним, декларирование розничных продаж алкоголя было введено, чтобы вычислить нелегальную продукцию. Ранее установленный порядок предполагал, что перед Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (РАР) должны отчитываться производители и оптовики. Это дало определенный результат. Скажем, почти 40-процентное снижение закупок спиртного на Северном Кавказе оптовыми организациями УрФО в ведомстве связывают именно с нежеланием нарваться на "паленку".
В текущем году обязанность отчитываться вменили индивидуальным предпринимателям и организациям. Сопоставление объемов производства, оптовой и розничной торговли должно было выявить масштаб нелегальных продаж. По итогам проведенных в первой половине года проверок доля такой продукции на рынке оценивается в 4 процента. Но, вероятно, в результате анализа отчетов предпринимателей эта цифра вырастет. Если, конечно, федеральная служба сумеет эффективно обработать огромный массив информации.
Впрочем, пока даже получить ее оказалось проблематично. Обязательный характер отчетности для розницы введен с 1 января 2012 года, однако формы и порядок ее сдачи утверждены постановлением правительства РФ лишь в сентябре. При этом, поясняет аудитор-эксперт Раиса Юсупова, времени на знакомство с новыми правилами работы у мелкой и средней розницы практически не оставалось - информацию требовалось предоставить до 20 сентября, причем в электронном виде. Понятно, что в срок с этим справились лишь единицы, в октябре ситуация выправилась, но спровоцировала новые проблемы.
Разработанная по заказу Росалкогольрегулирования программа, по отзывам чиновников и бизнесменов, недоработана. Поэтому оценить объем сданных деклараций в минсельхозе области (помимо управления РАР, они сдаются и в региональный орган исполнительной власти) затрудняются - значительная часть документации предоставляется на бумаге. Но и того объема, который сливают на сервер федеральной службы продвинутые предприниматели, оказалось достаточно для его зависания. "Люфт" между сдачей декларации в областное министерство и в РАР составляет сутки, после чего процедуру необходимо запускать снова. А в ближайшее время подоспеет уже новая волна деклараций - за третий квартал…
Но и это еще не все: предложенная форма декларирования предусматривает предоставление продавцами, помимо прочего, данных о производителях алкогольной продукции. Однако слишком многие организации и бизнесмены такого учета просто не вели - тем более что эта информация зачастую не указывается в накладных. Следовательно, для них заполнение деклараций за первый и второй кварталы превратилось практически в нерешаемую задачу. А недостоверная декларация - это гарантированный штраф.
В сложившейся ситуации, как пояснили в минсельхозе, применение штрафных санкций к торговцам маловероятно. Возможно даже, что закрывать на это глаза будут до конца года - когда, по предположениям чиновников, программное обеспечение доработают, а предприниматели обзаведутся клиентскими версиями программы и электронными ключами. В конце концов, крупные торговые сети с отчетами уже справились.
Но, если этого не произойдет, мелких предпринимателей (чьи возможности несопоставимы с сетевиками) могут завалить штрафами. Что, как замечает председатель Союза предпринимателей Челябинской области Олег Фомин, не решит главную задачу - вытеснение контрафакта. Если даже проект подачи и обработки электронных деклараций будет реализован в полной мере, он уступит в эффективности банальному ужесточению уголовной ответственности для торговцев нелегальным спиртным.