17.10.2012 20:40
    Поделиться

    В Екатеринбурге сократилось число школ

    Только за последние дни в Екатеринбурге стало на две школы меньше.

    Подобную тенденцию эксперты отмечают не только в областном центре, но и по всему региону.

    В первую очередь она характерна для малых населенных пунктов. Конечно, содержать в каждой деревеньке школу с горсткой учеников экономически нецелесообразно, вот и переводят их местные власти в полноформатные учебные заведения в ближайших селах и поселках. Другое дело, что с ликвидацией школы деревня чаще всего окончательно умирает - такое печальное правило подтверждено самой жизнью.

    - Вопрос это тонкий, - соглашается руководитель пресс-службы областного правительства Елена Воронова. - С одной стороны, органы государственной власти не должны допускать неэффективного расходования бюджетных средств, порождаемого функционированием малокомплектных школ. С другой - есть установка федерального центра о всемерном сохранении таких школ на обслуживаемых ими территориях. Поэтому каждому решению о закрытии предшествует всестороннее изучение ситуации нашим профильным министерством. А если решение все-таки принимается, стараемся минимизировать неудобства для детей.

    По сути, те же аргументы привела и начальник управления образования областной столицы Евгения Умникова, комментируя на днях в местном телеэфире очередное распоряжение мэрии о ликвидации школ № 33 в Кировском районе и № 160 - в Орджоникидзевском. Дескать, средств на эти малокомплектные учреждения уходит неоправданно много, образовательный же госстандарт они не обеспечивают.

    Не столь однозначно оценивают ситуацию сами педагоги, обучавшие в первой из названных школ полсотни ребят, а во второй - вдвое больше. Они, в частности, указывают, что с реорганизацией нарушается старая добрая традиция советских времен: школа должна быть в каждом микрорайоне. Теперь же бывшим ученикам 160-й придется ехать до новой школы на общественном транспорте. Еще хуже ребятам из 33-й, что в поселке Изоплит. Поселок расположен неподалеку от оживленной автотрассы Екатеринбург - Березовский, по которой ребятишками предстоит добираться до нового места учебы, расположенного через две автобусные остановки. Это неудобно родителям, вынужденным сопровождать своих детей, и небезопасно учащимся, особенно самым маленьким. Реорганизация, кстати, принесла и другие проблемы. Так, начальные классы школы №160, занимавшиеся только в первую смену, в новой школе переведены во вторую, рассказали учителя корреспонденту "РГ". Переполнена и новая альма-матер изоплитовских ребятишек.

    Что же до качества учебного процесса, то, по мнению директора 33-й школы Глеба Дагаева, она при всех издержках малокомплектности вполне могла быть на высоте требований при поддержке местных властей. Но поддержки-то как раз и нет. Оказывается, коэффициент формирования стимулирующего фонда оплаты труда учителей в этом году снижен муниципалитетом с 2,6 до 1,6. Как следствие, сократилась и зарплата, заточенная федеральным законодательством под численность учащихся. Глеб Дагаев назвал удручающие цифры: преподаватель русского языка при 28-часовой нагрузке зарабатывал в последнее время 5,5 тысячи рублей в месяц. А физик и химик - смешно сказать - 700.

    Можно лишь удивляться, как при таком качестве жизни учителя еще способны трезво оценивать плюсы и минусы реорганизации. К примеру, резонно судят они о судьбе оставляемых школьных зданий - вполне еще добротных. По заверению чиновников, их передадут под дошкольные учреждения.

    - Но куда пойдут потом учиться выпускники этих детсадов? - саркастически вопрошает учительская общественность. И добавляет: здание закрытой год назад школы №79 Верх-Исетского района Екатеринбурга до сих пор пустует, хотя там тоже сначала предполагалось разместить детский сад.

    Впрочем, есть у педагогов и личная обида на чиновников.

    - Нас известили о закрытии школы в конце августа, когда мы вышли на работу после летнего отпуска, - рассказала преподавательница, много лет обучавшая математике юных жителей поселка Изоплит. - Причем поставили уже перед фактом. А следовало бы сначала обсудить такой радикальный шаг с участием педагогов и родителей, взвесить все "за" и "против". Не говоря уже о том, что закон требует объявлять о сокращении за два месяца.

    Свой монолог учительница закончила признанием, что, скорее всего, уйдет теперь на покой, благо пенсию она уже заработала. Значит, одним опытным педагогом в школах города станет меньше. И это тоже штрих к общей картине. 

    Поделиться