Не исключение и малая авиация, находящаяся сегодня в глубоком кризисе, который является одним из наиболее болезненных проявлений общего удручающего состояния отечественной авиационной отрасли. За последние 20 лет прекратили существование свыше 1000 из 1400 российских аэропортов, а объем местных авиаперевозок сократился в 10 раз. Сегодня на местные линии приходится менее 3 процентов общего пассажиропотока российских авиакомпаний.
Между тем значение малой авиации для экономики трудно переоценить. Помимо перевозки пассажиров и грузов, без нее невозможны надежная работа санитарной авиации, патрулирование леса, газо- и нефтепроводов, линий электропередачи. Немыслимы без нее успешная рыборазведка и рыбоохрана, эффективная агрохимическая защита растений и удобрение посевов. В услугах малой авиации в той или иной степени нуждаются все регионы страны, но для гигантских пустынных территорий севера и востока, с их 15 миллионами населения, 28 тысячами населенных пунктов и слаборазвитой наземной инфраструктурой, воздушный транспорт - зачастую единственное средство сообщения с центральными районами России, а локальные авиаперевозки - приоритетная экономическая потребность. Тем не менее Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток практически не охвачены местным авиасообщением. А это 70 процентов российской территории! При этом в профильном законодательстве отсутствует даже понятие "малая авиации", не говоря уже о простой и внятной регламентации деятельности местного воздушного сообщения и механизмах сертификации и регистрации малых судов. Чтобы получить разрешение на полет на малом самолете, например, в Сибири, нужно собрать столько согласований и разрешений, что проще доехать по тайге на колесах.
Во всем мире малая авиация насчитывает свыше 270 тысяч летательных аппаратов, занимая 80 процентов в структуре авиации общего назначения. Малая авиация более чем рентабельна. В США годовой оборот рынка услуг малой авиации достигает 50 миллиардов долларов. Особенно развита индустрия местных авиасообщений на Аляске, климат и территория которой сопоставимы с дальневосточными регионами нашей страны. В распоряжении же России всего 1685 единиц легких многоцелевых самолетов. Причем 88 процентов этого парка - аппараты Ан-2, эксплуатация которых началась еще 60 лет назад. Сегодня 67 процентов этих машин простаивают, выработав ресурс летной годности. Предлагаемые правительству в настоящее время варианты ремоторизации упомянутых воздушных судов на основе применения бывших в употреблении американских двигателей свидетельствуют о наличии рисков, связанных с эффективностью использования бюджетных ресурсов страны.
Как видно из материалов "круглого стола" в Совете Федерации "Региональные авиаперевозки и авиатранспортная инфраструктура Российской Федерации", прошедшего 27 июня под председательством спикера палаты Валентины Матвиенко, средства, выделяемые государством на развитие авиационной промышленности, зачастую неэффективно тратятся, не давая ожидаемого результата: появления современного воздушного судна. Либо идут на поддержание существующей системы авиаперевозок, основанной на компенсации авиатарифов перевозчикам, использующим экономически неэффективные или просто устаревшие модели воздушных судов. Такая система консервирует стагнацию в отрасли, причем на это еще и тратятся бюджетные средства. Качественного изменения ситуации не происходит.
Пока мы будем осваивать опыт "ремоторизации", ведущие мировые производители окончательно уйдут "в отрыв". России необходимо покупать иностранные авиатехнологии, в том числе и технологии производства малых судов. Если мы при этом хотим добиться эффективного использования государственных ресурсов, следует в переговорах с иностранными партнерами жестко настаивать на глубокой локализации российского производства по заимствованным технологиям. Необходимо также, чтобы государство сформулировало единые для всех участников профильного рынка критерии и правила, обеспечивающие суверенитет Российской Федерации в сфере проектирования и производства конкурентоспособной продукции. Соответствующие предложения Счетной палаты нашли поддержку в правительстве и Совете Федерации.
По нашему мнению, на фоне массового списания авиатехники советского производства, предназначенной для местных перевозок, как никогда прежде назрела необходимость замены ее современными малыми воздушными судами, которые производились бы в России и удовлетворяли бы специфическим отечественным условиям эксплуатации. И могли бы, в частности, взлетать с аэродромов, имеющих грунтовое покрытие взлетно-посадочных полос, причем в экстремальных климатических условиях. Наряду с другими контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями, затронувшими авиаотрасль, мы приступили к комплексному анализу и оценке состояния и перспектив развития малой авиации в Российской Федерации.
На взгляд Счетной палаты, приоритетного внимания заслуживают предложения администрации Ульяновской области, подтвержденные специалистами Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации, о запуске в России производства самолета EV-55 Outback, разработанного чешским авиастроительным холдингом. Он легко конвертируется в спасательный самолет, санитарный, грузовой, пассажирский, патрульный, он может использовать короткие и неподготовленные взлетно-посадочные полосы. Совместная российско-чешская компания в сентябре уже подписала с чешским разработчиком соглашение о трансфере технологий производства этого самолета в Россию.
Обращаю внимание: это первый случай передачи полного пакета технологий производства иностранной авиатехники отечественному предприятию с перспективой локализации производства и последующего закрепления там соответствующих технологий и компетенций. Запускать самолет "в серию" планируется в Портовой особой экономической зоне, созданной на базе международного аэропорта. В распоряжении российских и чешских партнеров окажутся возможности авиакластера "Ульяновск-Авиа" и мощности "Авиастар-СП" - одного из крупнейших предприятий восточноевропейского авиапрома, которое только что получило госзаказ на большой транспортный самолет ИЛ-76МД-90А. Кстати, уже подписан первый контракт на поставку 29 самолетов EV55 Outback - заказчиком выступила красноярская авиакомпания. Так что спрос будет. Кроме того, создание массового отечественного производства малых воздушных судов породило бы мультипликативный эффект во всех смежных отраслях: от металлургии и приборостроения до агросектора и лесного хозяйства.