На Бакинском гуманитарном форуме обсудили поиски вечного счастья

Составу гостей и участников второго международного Бакинского гуманитарного форума, прошедшего на самом высочайшем уровне в Азербайджане (с обязательным выступлением в официальной программе президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева и приветственным посланием президента РФ Владимира Путина как соучредителя бакинского форума), могли бы позавидовать организаторы любого высокого собрания государственного масштаба.

Одиннадцать лауреатов Нобелевской премии, собранных в одном месте - Центре Гейдара Алиева в Баку, и в одно и то же время. Десять бывших глав государств. Около семисот представителей влиятельных международных организаций из семидесяти стран; почетные профессора мира; почти шестьдесят выдающихся деятелей политики и культуры, которых, если судить по списку приглашенных в российскую делегацию, далеко не на каждое и московское мероприятие дозовешься, каков бы ни был предполагаемый его последующий шквальный общественный резонанс.

Темы, предложенные им для обсуждения в рамках "круглых столов" второго Бакинского международного гуманитарного форума, действовали завораживающе: "Конвергирующие технологии и контуры будущего", "Новые методологические подходы к процессам глобализации в XXI веке", "Традиционная система ценностей в постмодернистской культуре", "Современные СМИ и новые вызовы", "Гуманитарные аспекты экономического развития", "Мультикультурализм и культурное самосознание"... Но по большому счету лишь на бумаге это выглядело столь "угрожающе", - такие "аншлаги" в конференц-залах собирали научные доклады даже на самые узкоспециализированные темы, и такую живую реакцию участников и остросюжетные драматические дискуссии они вызывали.

Михаил Швыдкой прежде всего обратил внимание собравшихся на то, как технологическое развитие сегодня совершенно очевидно опережает развитие этическое и гуманитарное: "Через два года мы будем отмечать100-летие со дня начала Первой мировой войны. Это некий порог, когда впервые заговорили о том всерьез, что гуманистические принципы, на которых устроен мир, исповедующий европейские ценности, не работают. Они перестали существовать, но оказалось, что те позитивистские идеи развития, которые торжествовали в последней трети ХIХ столетия и должны были дать некий устойчивый прогресс, этого прогресса не дали. В записных книжках Ильфа в 1922 году было написано: "Люди думали, что когда они научатся передавать мысли по беспроволочному телеграфу, то наступит всеобщее счастье. И вот радио есть, а счастья нет..." Сегодня же мы живем в мире, где айфон пятого поколения есть, а счастья нет. Здесь нужно понять одну простую вещь. Видимо, дело не в том, что культурные, этические ценности должны поспевать за развитием технологии. Они вообще никуда не должны поспевать. Существуют некие определенные фундаментальные гуманистические ценности, без которых человечеству будет очень трудно договориться друг с другом. Мы много говорим о диалоге культур и цивилизации. Но диалог нужен для того, чтобы договориться о чем-то. Все время доказывать, что мы разные, возможно. Но смысл диалога состоит в том, чтобы прийти к некому компромиссу друг с другом и нащупать те ценности, которые устроят представителей исламского мира, представителей буддистского мира, представителей христианского мира, агностика и атеиста. К сожалению, я должен констатировать, что никаких других ценностей, кроме общегуманистических, которые исповедовало человечество еще в античности, нет, - их не существует по одной простой причине, что при всем своем стремлении к изменчивости человек на самом деле достаточно консервативен. Сегодня хоронят традиционные ценности, говорят, что мир живет сегодня с такой скоростью, что никакие традиционные ценности невозможны. Знаете, мы все равно никуда от этого не денемся, потому что убивать другого человека плохо, делать больно ему плохо. И есть несколько принципов, которые могут позволить нам договорить друг с другом, потому что мы разные, но в то же время мы представляем собой некое человечество, и, не дай бог, чтобы какая-то внешняя угроза заставила нас объединиться. Я думаю, нам надо успеть это сделать раньше".

Ответ на то, каким образом это возможно сделать, можно было получить из выступления профессора Казанского государственного университета культуры и искусства, ведущего российского психотерапевта и разработчика новой науки - нанопсихологии Рамиля Гарифуллина. Сюжет был озвучен увлекательнее, чем во всех научно-фантастических романах вместе взятых. Речь шла о том, что уже в совсем недалеком будущем благодаря развитию нанопсихологии появится возможность управлять и манипулировать процессами совести и духовности. Человек окажется так зависим от Всемирной паутины, что мозговые сигналы будут передаваться по электронным сетям, и мысли будут читаться, поэтому придется быть осторожным не только в словах. И в голове, посредством наночипов, будет время от времени вспыхивать табличка-напоминание, как лучше мыслить и поступать... Интервью с Рамилем Гарифуллиным о нанопсихологии и том, чем новая наука может помочь пока еще нормальным не нанолюдям и чем для них обернуться, читайте скоро в "РГ".